8 апреля 2004 года по дороге из Абу-Грейб в Багдад была атакована и частично уничтожена, транспортная колонна 724 Транспортной роты 7 Транспортного Батальона Армии США. В течении короткого боевого столкновения, были уничтожены несколько автомобильных цистерн, которыми управляли гражданские специалисты. Чем интересен этот бой? На первый взгляд-это обычный расстрел транспортной колонны, описаниями которых в тот год пестрили все военные хроники в Ираке. Но если присмотреться внимательнее, то обнаруживаются несколько удивительных моментов, которые, между тем, типичные для Армии США.
Что такое 7 Транспортный батальон? Это воинская часть, которая занимается снабжением и обеспечением запасами МТО и ГСМ боевые подразделения Армии США. Это часть регулярной Армии, но вот 7 Транспортная рота- это резервная рота! Именно- РЕЗЕРВНАЯ, она состояла из гражданских специалистов, заключивших контракт с ВС США, а управление роты состояло из кадровых офицеров.
Вот тут и обнаруживается самое интересное. Армия США не может вести боевые действия без использования резервных подразделений и подразделений Национальной Гвардии. Почему так?
Что такое Национальная Гвардия? Национальная Гвардия- это резервный компонент ВС США, который комплектуется по территориальному принципу (по штатам) и до недавнего времени, подчинялся в мирное время- губернатору штата, а в военное время федеральному правительству- то есть передавался в состав ВС США. Национальная гвардия комплектуется гражданскими специалистами, которые раз в месяц призываются на сборы на 2-выходных дня, а кроме этого, раз в год на 2 недели. Эта система, аналог мобилизационного развертывания и призыва граждан из запаса, которая существовала в ВС РФ до реформы, с рядом различий, которые будут рассмотрены ниже.
В состав Национальной Гвардии входят :
7 пехотных дивизий ( в состав которых входят и Тяжелые бригады и Пехотные бригады и даже бригады «Страйкер»)
4 авиационные бригады;
4 командования поддержки на ТВД;
16 маневренных бригад поддержки;
10 бригад МТО;
7 разведывательных бригад;
2 бригады ПВО;
7 артиллерийских бригад;
7 инженерных бригад;
3 бригады Военной полиции;
1 бригада РХБЗ;
1 бригада связи;
Всего 28 боевых бригад и 78 бригад поддержки.
Для полноты картины и свежести ощущений, необходимо добавить, что все бригады укомплектованы на 100% личным составом, а ОШС дивизии, полностью аналогичны дивизиям регулярной армии. Всего личного состава Национальной Гвардии Сухопутных войск 467587 человек, которые составляют 40% всех Сухопутных войск США. С 2007 года- Национальная Гвардия может быть задействована президентом США, без уведомления и разрешения губернатора штата, а с 2008 года командование Национальной Гвардии, входит в состав Министерства Обороны США.
Кроме Национальной гвардии в Армии США существует и Резерв Армии США. Основная задача Резерва Армии США готовить и направлять на случай войны в части и соединения регулярной армии офицеров, уорент-офицеров, сержантов и специалистов, на те должности, которые в мирное время не существуют, а создаются только при отправке воинских частей и соединений в зону боевых действий( к примеру секция S-5 «по связи с общественностью» в ОШС штаба БОВ и МПБ «Страйкер»). Кроме того, Резерв Армии США компенсирует боевые потери среди военнослужащих воинских частей и соединений, которые ведут боевые действия. К примеру, во время боевых действий погиб командир взвода, то на его место из Резерва Армии США отправляется офицер с аналогичной военно-учетной специальностью. Так же Резерв Армии США направляет в части и соединения, которые отправляются в зону боевых действий, военнослужащих на имеющиеся в этих частях и соединениях, вакантные должности. Комплектуется Резерв Армии США так же как и Национальная гвардия, но есть и особенности. Резерв подчиняется только Правительству и Командованию ВС США. Управление резерва входит в состав МО США. Кроме того, в Армии США, при заключении контракта предусмотрено, что служба в ВС будет сроком на 8 лет, из них в регулярной армии можно прослужить 2, 3 или 4 года, а оставшиеся время, военнослужащий будет находиться в резерве. Гражданский специалист, который заключил контракт с Резервом Армии США служит так же как и в НГ, то есть 2 выходных в месяц плюс 2 недели в год. Военнослужащего из резерва могут принудительно или добровольно призвать в регулярную армию на 1 год.
Всего в состав Резерва Армии США входит 205000 человек. Он поставляет в ВС США:
100% военнослужащих инструкторов (включая офицеров);
97% военнослужащих по связи с общественностью;
89% военнослужащих подразделений психологических операций;
62% медицинских работников;
59% военнослужащих частей и подразделений МТО;
51% военнослужащих ремонтных частей и подразделений
42% военнослужащих частей и подразделений РХБЗ
38% военнослужащих ремонтных частей и подразделений авиационной техники;
26% военнослужащих инженерных подразделений и частей;
5-10% офицеров в должностях от командира батальона до командира бригады.
В состав Резерва Армии США входят так называемые «Командования», которые отвечают за управление резервами, их подготовку. Так же в состав Резерва Армии США входит 1-я Армия, которая и отвечает за подготовку всех резервных компонентов ВС США.
Начиная с операции «Буря в Пустыне- Шит Пустыни» 1991 года и заканчивая всеми этапами операции «Свобода Ираку» части и соединения Национальной гвардии и Резерва Армии США активно используются ВС США. Активное использование Национальной гвардии позволяет разгрузить регулярную армию США от нагрузок, связанных с длительным развертыванием на заморских ТВД, а так же позволяет значительно снизить расходы на содержание частей и соединений, при этом не теряя боеспособность и боеготовность. А самое главное в том, что более 70% частей и соединений боевого, технического и материального обеспечения входят в состав Национальной гвардии. К примеру, в Сухопутных войсках США, из 3 водителей, 2 входят в состав Национальной гвардии и Резерва ВС США. Без перечисленных выше частей и соединений, а так же должностей Резерва ВС США, Сухопутные войска Армии США будут не боеспособны.
Поэтому, вызывает удивление заявления ГШ ВС РФ и МО РФ, в которых представители этих структур, заявляют, что Армии США ведут боевые действия без доукомплектования и призыва граждан из запаса, только войсками регулярной армии, при этом забывая, что для этих войск запасы МТО возят гвардейцы и резервисты, технику чинят гвардейцы и резервисты, охраняют их гвардейцы и резервисты и т.д. и т.п. А в состав самих частей регулярной армии входит до 30% военнослужащих Резерва Армии США.
Такая система сложилась по причине того, что в США не было всеобщей воинской повинности, а призыв граждан на военную службу имел большое количество послаблений и был не столь масштабным, как в СССР. С 1972 года армия США начала переходить контрактный способ комплектования, и призыв был отменен полностью. Но на случай масштабной войны и стихийных бедствий в стране должен оставаться резерв, для мобилизации. Поэтому правительство США и сделало ставку на Национальную гвардию, посчитав, что если платить резервистам, то результат призыва из запаса будет гораздо эффективным, чем если бы он был принудительным. Но если платить деньги- то и требовать надо по полной.
В СССР и РФ была и остается всеобщая воинская обязанность. На военную службу призывали всех граждан СССР(РФ) с возраста 18 лет до 27 лет. После увольнения в запас, бывший военнослужащий, военными комиссариатами автоматически приписывался к одной из частей. В отличии от США, за это деньги не платили и это тоже было обязанностью гражданина СССР(РФ) и остается и сейчас. Военнослужащие, призванные из запаса, в случае войны призывались во все части и соединения. Кроме того, существовали части и соединения, которые полностью состояли только из военнослужащих запаса, существовали они на бумаге, а во время войны в них направлялись призванные из запаса военнослужащие, эти части и соединения проходили боевое слаживанием и отправлялись на фронт ( так называемые части и соединения «кадр»). Такая система была рассчитана на развертывание большой армии в случаи войны. Но данная система имела существенный порок, во время боевых действий в мирное время, тогда, когда доукомплектование военнослужащими, призванными из запаса, было не предусмотрено, воинские части в основной своей массе были не боеготовые. Причина этого в том, что в мирное время части и соединения постоянной боевой готовности содержались по штату мирного времени и были укомплектованы не более чем 70% личного состава. Уже при ведении боевых действий в Афганистане эта проблема стала очень остро, недоукомплектованные мотострелковые полки были по от 1000 до 900 человек личного состава, а по военному штату они должны были быть не менее1800 человек, а с учетом потерь, полки «проседали» по численности до усиленного мотострелкового батальона. Требовалось решение ЦК КПСС и МО СССР на их доукомплектование военнослужащими, призванными из запаса. Данное решение было принято. Но оказалось, что из-за длительного нахождения в запасе и отсутствия мобилизационных сборов с приписным составом, резко снизило ценность призванного приписного состава до нуля. И сразу после ввода войск, приписной состав вернули по домам.
На вводе войск в 1979 году, ГШ ВС СССР был вынужден обязать командования округов, от которых вводились части и соединения Сухопутных войск, доукомплектовать их, до штата военного времени, за счет других частей и соединений округов. Но уже после создания 40 Армии, общевойсковые части и соединения, которые находились в Афганистане, опять перешли на 70% укомплектованность. Для них, даже специально были разработаны планы мобилизационного развертывания, согласно которым личный состав, призванный из запаса, доставлялся в эти части и соединения из СССР! Но без призыва военнослужащих из запаса опять обойтись не смогли, так как был дефицит ,так называемых, «редких военно-учетных специальностей». К ним относились, например: врачи, специалисты по радиоэлектронике, специалисты РЭБ и ,как не удивительно, водители.
Призывать из запаса пришлось и во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и во время землетрясений в Армении.
Порочность практики «размазывания» мобилизационного некомплекта по соединению и части поняли и в ВС США, но только в 1991 году. Во время операции «Шит Пустыни- Буря Пустыни», каждая пехотная, мотопехотная и бронетанковая дивизия Сухопутных войск Армии США( за исключением 101 ВШД, 82 ВДД и 10 ЛПД 18 ВДК) состояла только из 2 бригад регулярной армии, а третью бригаду им поставляла Национальная гвардия. Часть из бригад Национальной гвардии существовали только на бумаге, а в жизни их батальоны были отдельными воинскими частями и по войне их объединяли в бригаду. Сразу после начала развертывания войск, проблема боеготовности частей и соединений Национальной гвардии стала очень остро. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в 7 корпусе генерал-лейтенанта Фреда Френкса, который и наносил основной удар. В тех соединениях, где бригады Национальной гвардии были постоянные, проблем с интеграцией бригады в состав дивизии не возникало. Но вот в 1 Пехотной Дивизии, которой командовал генерал-майор Рэймс, возникли проблемы с бригадой Национальной Гвардии. Бригада ,в мирное время, ни разу не направлялась для проведения совместных учений с дивизией и вооружена она была устаревшей техникой (вместо танков М-1 «Абрамс» и БМП М-2 «Брэдли», бригада была вооружена танками М-60 и БТР М-113). Поэтому, генерал-майор Реймс, вместо бригады НГ, получил 1 Бригаду 2 Бронетанковой дивизии. Кроме этого,7 корпус был усилен 142 Артилерийской бригадой Национальной Гвардии. Всего в 7 корпусе было 21000 человек и Резерва Армии США и Национальной Гвардии ( 19000 человек в составе частей и соединений, а 2000 человек замещали вакантные должности).
Опыт проведения операции «Шит Пустыни- Буря в Пустыне» был внимательно проанализирован МО США и ОКНШ. Было принято ряд важных решений:
1. От развертывания в дивизиях третьих бригад НГ было решено отказаться. Все дивизии регулярной армии должны быть развернуты по штату военного времени;
2. Освободившиеся части и соединения НГ объединить и свести в 8 дивизий;
3. Передать из состава регулярной армии в состав Национальной Гвардии 75% частей и соединений боевого, материально-технического обеспечения.
Но наибольшим изменениям подверглась структура и организация Резерва Армии США. «Холодная Война» прошла и началось большое сокращение ВС и куда то нужно было девать офицеров, сержантов и солдат из расформированных частей и соединений. Во время «Холодной войны» ВС США«обросли» большим количеством дополнительных должностей, которые в более мирное время, в регулярной армии не нужны, а вот в случае войны, их наличие в ОШС желательно ( примером служит секция S-5 «По связи с общественностью», взвода «Следопытов» в ВДД и ВШД, а так же большое количество офицеров и военнослужащих секций S-4 боевого, материально-технического и тылового обеспечения, ). За счет этого, количество военнослужащих резерва было увеличено.
Результатом реформы резервных компонентов стало, то, что Национальная Гвардия больше не доукомплектовывала подразделения и части регулярной армии, это теперь делал Резерв Армии США, а Национальная Гвардия, развертывала свои независимые части и соединения. 75% Частей и соединений всех видов обеспечения были переданы в состав Национальной Гвардии, а в частях и соединениях регулярной армии, подразделения и части боевого, МТ и тылового обеспечения, были частично свернуты, за счет передачи большинства военнослужащих этих частей и подразделений в состав Резерва Армии США.
Данная схема действует и до настоящего времени. Если посмотреть на пример, который был приведен в начале статьи, то сразу все становиться ясно. 7 транспортный батальон- это часть регулярной армии, но без доукомплектования его военнослужащими и гражданскими специалистами Резерва ВС США, он не боеспособен. 7 Транспортная рота в мирное время вообще имеет по штату не более 2-х военнослужащих регулярной армии. Ну а если внимательно изучать список потерь Армии США в Афганистане и Ираке, который печатался в журнале «Зарубежное военное обозрение» с 2003 по настоящее время, то сразу видно, что 7 Транспортный батальон, очень редкая часть, так как основная масса подобных частей, вообще являются частями Национальной Гвардии.
Увы, что бы не говорили, но ВС США, критически зависят от резервных компонентов.
В 2008 году, когда началась реформа, Генеральный Штаб ВС РФ, обосновывая ее необходимость, без зазрения совести, ссылаясь на опыт ВС США, утверждал, что Армия США воюют без доукомплектования резервистами. И без развертывания резервных частей. Большей лжи нельзя было и придумать. Даже если обратиться к опыту войны «888» и внимательно изучить действия ВС Грузии, то сразу обнаруживается то, что перед началом конфликта, 1 августа на доукомплектование частей и соединений регулярной армии, грузинское правительство призвало из резерва около 5000 человек. Системы доукомплектования регулярной армии резервистами, подобные той, что существует в Армии США, есть практически во всех армиях стран НАТО. В ВС Великобритании есть «Территориальная армия» (которая активно поставляла военнослужащих и части во время операции «Телик» и продолжает поставлять для операции в Афганистане), а в ФРГ «Ландвер», а во Франции, части и соединения «Метрополии», служат резервным компонентом для частей и соединений «Колониальных» и наоборот. Как и в каком месте ГШ ВС РФ обнаружил, то, что в армиях стран НАТО, войска не доукомплектовываются резервистами на время боевых действий, неизвестно. Но объяснение этому есть. Надо было любой ценой оправдать реформирование ВС РФ.
В начале 80-х годов МО СССР и ГШ ВС СССР во главе с Начальником Генерального Штаба ВС СССР маршалом Огарковым, разработали ряд мероприятий для реформирования ВС СССР:
1. Было признано целесообразным иметь в Сухопутных войсках соединения и объединения ( предлагались мотострелковые, танковые и десантно-штурмовые бригады, которые сводились армейский корпус) развернутые по штату военного времени, без мобилизационной потребности. Эти соединения и объединения должны были быть готовы к немедленному применению.
2. Главное командование Сухопутных войск реорганизовать в Главное управление Резервов. Переподчинить этой структуре все военные комиссариаты, а так же части, соединения сокращенного состава и части и соединения кадр.
3. Сократить в соединениях и объединениях постоянной готовности подразделения и части боевого, тылового и технического обеспечения. Оставить их только в количествах необходимых для обеспечения частей, соединений и объединений постоянной готовности, а остальные передать в Главное управление Резервов.
Идея этой реорганизации понятна. Намучавшись с 70% частями постоянной готовности, а так же с частями и соединениями сокращенного состава и кадр, ГШ ВС СССР осознало, что в случае локальных боевых действий, когда мобилизации не будет, ценность всех Сухопутных Войск ВС СССР равняется нулю, а частичный призыв граждан из запаса, подобного тому, который был при вводе войск в Афганистане, ситуацию не облегчает, а только еще больше усугубляет. Раздутые части и соединения обеспечения «съедали» основную часть личного состава и только утяжеляли ВС СССР. Требовалось кардинальное решение проблемы. Огарков предложил то, к чему Армия США пришла только через 10 лет и с того времени пользуются до сих пор.
Увы, из-за «подковерной» борьбы между враждующими фракциями в МО СССР и ВС СССР. Реализовано было только создание армейских корпусов и то только, как экспериментальных, для обкатки концепции. На базе 120 МСД был создан 5 отдельный Армейский Корпус, который состоял из 2 танковых бригад и 2 мотострелковых бригад . Идея с созданием Главного управления Резервов была сразу была сразу отметена Политбюро ЦК КПСС и МО СССР. А в 1989 году 5 отдельный армейский корпус был обратно переформирован в 120 МСД. С началом «Перестройки» резко возросло количество частей и соединений, которые переходили на сокращенный и кадрированные штаты. Это было обусловлено тем, что начался переход к оборонительной доктрине. Считалось, что у СССР своевременно обнаружит выдвижение и приготовление противника к агрессии и за это время будут отмобилизованы части и соединения сокращенного состава.
С развалом СССР ситуация еще больше усугубилась. В 1991 году начался масштабный вывод войск СССР из стран Варшавского договора. В дальнейшем, большинство этих частей, соединений и объединений было не расформировано, а опять таки переведены либо на штат сокращенного состава, либо вообще скадрировано. После завершения вывода войск, а затем последовавшего развала СССР, вновь созданные ВС РФ, начали пытаться создать новую структуру ВС и систему управления. Вот тогда то и возродились идеи маршала Огаркова. В 1993 году в ВС РФ появилась «Концепция Мобильных Сил». Но после длительных согласований с Правительством РФ, «Концепция» претерпела значительные изменения. Были созданы Отдельные Мотострелковые бригады, ОШС которых повторяла ОШС бригад 5 ОАК, но от создания корпусов решено было отказаться. В последующем, количество создаваемых ОМСБр было сокращено до 3. К 1993 году в ВС РФ вошли 74, 131, 136 ОМСБр. От развертывания остальных ОМСБр было решено отказаться, а их место в составе «Мобильных сил» заняли МСП из различных МСД. Так же от развертывания частей и соединений «Мобильных сил» до штата военного времени было решено отказаться и они так и остались на 70% укомплектованность и мобилизационной потребностью. В 1993 году МСД перешли так же на новый штат. В каждой дивизии был один МСП(ТП) развернутый по штату мирного времени ( 70% личного состава), а остальные части и подразделения содержались по штату сокращенного состава ( до 30% личного состава) либо вообще были кадрированными. По странному стечению обстоятельств, подобной участи избежали 19, 20 МСД, которые были полностью укомплектованы по штату мирного времени, без наличия в своих ОШС частей сокращенного состава и частей кадр. Позже к ним присоединилась, вновь созданная, 27 МСД (Миротворческая), которая единственная во всех ВС РФ была развернута по штату военного времени (ей не требовалось доукомплектование гражданами, призванными из запаса).
Что такое 7 Транспортный батальон? Это воинская часть, которая занимается снабжением и обеспечением запасами МТО и ГСМ боевые подразделения Армии США. Это часть регулярной Армии, но вот 7 Транспортная рота- это резервная рота! Именно- РЕЗЕРВНАЯ, она состояла из гражданских специалистов, заключивших контракт с ВС США, а управление роты состояло из кадровых офицеров.
Вот тут и обнаруживается самое интересное. Армия США не может вести боевые действия без использования резервных подразделений и подразделений Национальной Гвардии. Почему так?
Что такое Национальная Гвардия? Национальная Гвардия- это резервный компонент ВС США, который комплектуется по территориальному принципу (по штатам) и до недавнего времени, подчинялся в мирное время- губернатору штата, а в военное время федеральному правительству- то есть передавался в состав ВС США. Национальная гвардия комплектуется гражданскими специалистами, которые раз в месяц призываются на сборы на 2-выходных дня, а кроме этого, раз в год на 2 недели. Эта система, аналог мобилизационного развертывания и призыва граждан из запаса, которая существовала в ВС РФ до реформы, с рядом различий, которые будут рассмотрены ниже.
В состав Национальной Гвардии входят :
7 пехотных дивизий ( в состав которых входят и Тяжелые бригады и Пехотные бригады и даже бригады «Страйкер»)
4 авиационные бригады;
4 командования поддержки на ТВД;
16 маневренных бригад поддержки;
10 бригад МТО;
7 разведывательных бригад;
2 бригады ПВО;
7 артиллерийских бригад;
7 инженерных бригад;
3 бригады Военной полиции;
1 бригада РХБЗ;
1 бригада связи;
Всего 28 боевых бригад и 78 бригад поддержки.
Для полноты картины и свежести ощущений, необходимо добавить, что все бригады укомплектованы на 100% личным составом, а ОШС дивизии, полностью аналогичны дивизиям регулярной армии. Всего личного состава Национальной Гвардии Сухопутных войск 467587 человек, которые составляют 40% всех Сухопутных войск США. С 2007 года- Национальная Гвардия может быть задействована президентом США, без уведомления и разрешения губернатора штата, а с 2008 года командование Национальной Гвардии, входит в состав Министерства Обороны США.
Кроме Национальной гвардии в Армии США существует и Резерв Армии США. Основная задача Резерва Армии США готовить и направлять на случай войны в части и соединения регулярной армии офицеров, уорент-офицеров, сержантов и специалистов, на те должности, которые в мирное время не существуют, а создаются только при отправке воинских частей и соединений в зону боевых действий( к примеру секция S-5 «по связи с общественностью» в ОШС штаба БОВ и МПБ «Страйкер»). Кроме того, Резерв Армии США компенсирует боевые потери среди военнослужащих воинских частей и соединений, которые ведут боевые действия. К примеру, во время боевых действий погиб командир взвода, то на его место из Резерва Армии США отправляется офицер с аналогичной военно-учетной специальностью. Так же Резерв Армии США направляет в части и соединения, которые отправляются в зону боевых действий, военнослужащих на имеющиеся в этих частях и соединениях, вакантные должности. Комплектуется Резерв Армии США так же как и Национальная гвардия, но есть и особенности. Резерв подчиняется только Правительству и Командованию ВС США. Управление резерва входит в состав МО США. Кроме того, в Армии США, при заключении контракта предусмотрено, что служба в ВС будет сроком на 8 лет, из них в регулярной армии можно прослужить 2, 3 или 4 года, а оставшиеся время, военнослужащий будет находиться в резерве. Гражданский специалист, который заключил контракт с Резервом Армии США служит так же как и в НГ, то есть 2 выходных в месяц плюс 2 недели в год. Военнослужащего из резерва могут принудительно или добровольно призвать в регулярную армию на 1 год.
Всего в состав Резерва Армии США входит 205000 человек. Он поставляет в ВС США:
100% военнослужащих инструкторов (включая офицеров);
97% военнослужащих по связи с общественностью;
89% военнослужащих подразделений психологических операций;
62% медицинских работников;
59% военнослужащих частей и подразделений МТО;
51% военнослужащих ремонтных частей и подразделений
42% военнослужащих частей и подразделений РХБЗ
38% военнослужащих ремонтных частей и подразделений авиационной техники;
26% военнослужащих инженерных подразделений и частей;
5-10% офицеров в должностях от командира батальона до командира бригады.
В состав Резерва Армии США входят так называемые «Командования», которые отвечают за управление резервами, их подготовку. Так же в состав Резерва Армии США входит 1-я Армия, которая и отвечает за подготовку всех резервных компонентов ВС США.
Начиная с операции «Буря в Пустыне- Шит Пустыни» 1991 года и заканчивая всеми этапами операции «Свобода Ираку» части и соединения Национальной гвардии и Резерва Армии США активно используются ВС США. Активное использование Национальной гвардии позволяет разгрузить регулярную армию США от нагрузок, связанных с длительным развертыванием на заморских ТВД, а так же позволяет значительно снизить расходы на содержание частей и соединений, при этом не теряя боеспособность и боеготовность. А самое главное в том, что более 70% частей и соединений боевого, технического и материального обеспечения входят в состав Национальной гвардии. К примеру, в Сухопутных войсках США, из 3 водителей, 2 входят в состав Национальной гвардии и Резерва ВС США. Без перечисленных выше частей и соединений, а так же должностей Резерва ВС США, Сухопутные войска Армии США будут не боеспособны.
Поэтому, вызывает удивление заявления ГШ ВС РФ и МО РФ, в которых представители этих структур, заявляют, что Армии США ведут боевые действия без доукомплектования и призыва граждан из запаса, только войсками регулярной армии, при этом забывая, что для этих войск запасы МТО возят гвардейцы и резервисты, технику чинят гвардейцы и резервисты, охраняют их гвардейцы и резервисты и т.д. и т.п. А в состав самих частей регулярной армии входит до 30% военнослужащих Резерва Армии США.
Такая система сложилась по причине того, что в США не было всеобщей воинской повинности, а призыв граждан на военную службу имел большое количество послаблений и был не столь масштабным, как в СССР. С 1972 года армия США начала переходить контрактный способ комплектования, и призыв был отменен полностью. Но на случай масштабной войны и стихийных бедствий в стране должен оставаться резерв, для мобилизации. Поэтому правительство США и сделало ставку на Национальную гвардию, посчитав, что если платить резервистам, то результат призыва из запаса будет гораздо эффективным, чем если бы он был принудительным. Но если платить деньги- то и требовать надо по полной.
В СССР и РФ была и остается всеобщая воинская обязанность. На военную службу призывали всех граждан СССР(РФ) с возраста 18 лет до 27 лет. После увольнения в запас, бывший военнослужащий, военными комиссариатами автоматически приписывался к одной из частей. В отличии от США, за это деньги не платили и это тоже было обязанностью гражданина СССР(РФ) и остается и сейчас. Военнослужащие, призванные из запаса, в случае войны призывались во все части и соединения. Кроме того, существовали части и соединения, которые полностью состояли только из военнослужащих запаса, существовали они на бумаге, а во время войны в них направлялись призванные из запаса военнослужащие, эти части и соединения проходили боевое слаживанием и отправлялись на фронт ( так называемые части и соединения «кадр»). Такая система была рассчитана на развертывание большой армии в случаи войны. Но данная система имела существенный порок, во время боевых действий в мирное время, тогда, когда доукомплектование военнослужащими, призванными из запаса, было не предусмотрено, воинские части в основной своей массе были не боеготовые. Причина этого в том, что в мирное время части и соединения постоянной боевой готовности содержались по штату мирного времени и были укомплектованы не более чем 70% личного состава. Уже при ведении боевых действий в Афганистане эта проблема стала очень остро, недоукомплектованные мотострелковые полки были по от 1000 до 900 человек личного состава, а по военному штату они должны были быть не менее1800 человек, а с учетом потерь, полки «проседали» по численности до усиленного мотострелкового батальона. Требовалось решение ЦК КПСС и МО СССР на их доукомплектование военнослужащими, призванными из запаса. Данное решение было принято. Но оказалось, что из-за длительного нахождения в запасе и отсутствия мобилизационных сборов с приписным составом, резко снизило ценность призванного приписного состава до нуля. И сразу после ввода войск, приписной состав вернули по домам.
На вводе войск в 1979 году, ГШ ВС СССР был вынужден обязать командования округов, от которых вводились части и соединения Сухопутных войск, доукомплектовать их, до штата военного времени, за счет других частей и соединений округов. Но уже после создания 40 Армии, общевойсковые части и соединения, которые находились в Афганистане, опять перешли на 70% укомплектованность. Для них, даже специально были разработаны планы мобилизационного развертывания, согласно которым личный состав, призванный из запаса, доставлялся в эти части и соединения из СССР! Но без призыва военнослужащих из запаса опять обойтись не смогли, так как был дефицит ,так называемых, «редких военно-учетных специальностей». К ним относились, например: врачи, специалисты по радиоэлектронике, специалисты РЭБ и ,как не удивительно, водители.
Призывать из запаса пришлось и во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и во время землетрясений в Армении.
Порочность практики «размазывания» мобилизационного некомплекта по соединению и части поняли и в ВС США, но только в 1991 году. Во время операции «Шит Пустыни- Буря Пустыни», каждая пехотная, мотопехотная и бронетанковая дивизия Сухопутных войск Армии США( за исключением 101 ВШД, 82 ВДД и 10 ЛПД 18 ВДК) состояла только из 2 бригад регулярной армии, а третью бригаду им поставляла Национальная гвардия. Часть из бригад Национальной гвардии существовали только на бумаге, а в жизни их батальоны были отдельными воинскими частями и по войне их объединяли в бригаду. Сразу после начала развертывания войск, проблема боеготовности частей и соединений Национальной гвардии стала очень остро. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в 7 корпусе генерал-лейтенанта Фреда Френкса, который и наносил основной удар. В тех соединениях, где бригады Национальной гвардии были постоянные, проблем с интеграцией бригады в состав дивизии не возникало. Но вот в 1 Пехотной Дивизии, которой командовал генерал-майор Рэймс, возникли проблемы с бригадой Национальной Гвардии. Бригада ,в мирное время, ни разу не направлялась для проведения совместных учений с дивизией и вооружена она была устаревшей техникой (вместо танков М-1 «Абрамс» и БМП М-2 «Брэдли», бригада была вооружена танками М-60 и БТР М-113). Поэтому, генерал-майор Реймс, вместо бригады НГ, получил 1 Бригаду 2 Бронетанковой дивизии. Кроме этого,7 корпус был усилен 142 Артилерийской бригадой Национальной Гвардии. Всего в 7 корпусе было 21000 человек и Резерва Армии США и Национальной Гвардии ( 19000 человек в составе частей и соединений, а 2000 человек замещали вакантные должности).
Опыт проведения операции «Шит Пустыни- Буря в Пустыне» был внимательно проанализирован МО США и ОКНШ. Было принято ряд важных решений:
1. От развертывания в дивизиях третьих бригад НГ было решено отказаться. Все дивизии регулярной армии должны быть развернуты по штату военного времени;
2. Освободившиеся части и соединения НГ объединить и свести в 8 дивизий;
3. Передать из состава регулярной армии в состав Национальной Гвардии 75% частей и соединений боевого, материально-технического обеспечения.
Но наибольшим изменениям подверглась структура и организация Резерва Армии США. «Холодная Война» прошла и началось большое сокращение ВС и куда то нужно было девать офицеров, сержантов и солдат из расформированных частей и соединений. Во время «Холодной войны» ВС США«обросли» большим количеством дополнительных должностей, которые в более мирное время, в регулярной армии не нужны, а вот в случае войны, их наличие в ОШС желательно ( примером служит секция S-5 «По связи с общественностью», взвода «Следопытов» в ВДД и ВШД, а так же большое количество офицеров и военнослужащих секций S-4 боевого, материально-технического и тылового обеспечения, ). За счет этого, количество военнослужащих резерва было увеличено.
Результатом реформы резервных компонентов стало, то, что Национальная Гвардия больше не доукомплектовывала подразделения и части регулярной армии, это теперь делал Резерв Армии США, а Национальная Гвардия, развертывала свои независимые части и соединения. 75% Частей и соединений всех видов обеспечения были переданы в состав Национальной Гвардии, а в частях и соединениях регулярной армии, подразделения и части боевого, МТ и тылового обеспечения, были частично свернуты, за счет передачи большинства военнослужащих этих частей и подразделений в состав Резерва Армии США.
Данная схема действует и до настоящего времени. Если посмотреть на пример, который был приведен в начале статьи, то сразу все становиться ясно. 7 транспортный батальон- это часть регулярной армии, но без доукомплектования его военнослужащими и гражданскими специалистами Резерва ВС США, он не боеспособен. 7 Транспортная рота в мирное время вообще имеет по штату не более 2-х военнослужащих регулярной армии. Ну а если внимательно изучать список потерь Армии США в Афганистане и Ираке, который печатался в журнале «Зарубежное военное обозрение» с 2003 по настоящее время, то сразу видно, что 7 Транспортный батальон, очень редкая часть, так как основная масса подобных частей, вообще являются частями Национальной Гвардии.
Увы, что бы не говорили, но ВС США, критически зависят от резервных компонентов.
В 2008 году, когда началась реформа, Генеральный Штаб ВС РФ, обосновывая ее необходимость, без зазрения совести, ссылаясь на опыт ВС США, утверждал, что Армия США воюют без доукомплектования резервистами. И без развертывания резервных частей. Большей лжи нельзя было и придумать. Даже если обратиться к опыту войны «888» и внимательно изучить действия ВС Грузии, то сразу обнаруживается то, что перед началом конфликта, 1 августа на доукомплектование частей и соединений регулярной армии, грузинское правительство призвало из резерва около 5000 человек. Системы доукомплектования регулярной армии резервистами, подобные той, что существует в Армии США, есть практически во всех армиях стран НАТО. В ВС Великобритании есть «Территориальная армия» (которая активно поставляла военнослужащих и части во время операции «Телик» и продолжает поставлять для операции в Афганистане), а в ФРГ «Ландвер», а во Франции, части и соединения «Метрополии», служат резервным компонентом для частей и соединений «Колониальных» и наоборот. Как и в каком месте ГШ ВС РФ обнаружил, то, что в армиях стран НАТО, войска не доукомплектовываются резервистами на время боевых действий, неизвестно. Но объяснение этому есть. Надо было любой ценой оправдать реформирование ВС РФ.
В начале 80-х годов МО СССР и ГШ ВС СССР во главе с Начальником Генерального Штаба ВС СССР маршалом Огарковым, разработали ряд мероприятий для реформирования ВС СССР:
1. Было признано целесообразным иметь в Сухопутных войсках соединения и объединения ( предлагались мотострелковые, танковые и десантно-штурмовые бригады, которые сводились армейский корпус) развернутые по штату военного времени, без мобилизационной потребности. Эти соединения и объединения должны были быть готовы к немедленному применению.
2. Главное командование Сухопутных войск реорганизовать в Главное управление Резервов. Переподчинить этой структуре все военные комиссариаты, а так же части, соединения сокращенного состава и части и соединения кадр.
3. Сократить в соединениях и объединениях постоянной готовности подразделения и части боевого, тылового и технического обеспечения. Оставить их только в количествах необходимых для обеспечения частей, соединений и объединений постоянной готовности, а остальные передать в Главное управление Резервов.
Идея этой реорганизации понятна. Намучавшись с 70% частями постоянной готовности, а так же с частями и соединениями сокращенного состава и кадр, ГШ ВС СССР осознало, что в случае локальных боевых действий, когда мобилизации не будет, ценность всех Сухопутных Войск ВС СССР равняется нулю, а частичный призыв граждан из запаса, подобного тому, который был при вводе войск в Афганистане, ситуацию не облегчает, а только еще больше усугубляет. Раздутые части и соединения обеспечения «съедали» основную часть личного состава и только утяжеляли ВС СССР. Требовалось кардинальное решение проблемы. Огарков предложил то, к чему Армия США пришла только через 10 лет и с того времени пользуются до сих пор.
Увы, из-за «подковерной» борьбы между враждующими фракциями в МО СССР и ВС СССР. Реализовано было только создание армейских корпусов и то только, как экспериментальных, для обкатки концепции. На базе 120 МСД был создан 5 отдельный Армейский Корпус, который состоял из 2 танковых бригад и 2 мотострелковых бригад . Идея с созданием Главного управления Резервов была сразу была сразу отметена Политбюро ЦК КПСС и МО СССР. А в 1989 году 5 отдельный армейский корпус был обратно переформирован в 120 МСД. С началом «Перестройки» резко возросло количество частей и соединений, которые переходили на сокращенный и кадрированные штаты. Это было обусловлено тем, что начался переход к оборонительной доктрине. Считалось, что у СССР своевременно обнаружит выдвижение и приготовление противника к агрессии и за это время будут отмобилизованы части и соединения сокращенного состава.
С развалом СССР ситуация еще больше усугубилась. В 1991 году начался масштабный вывод войск СССР из стран Варшавского договора. В дальнейшем, большинство этих частей, соединений и объединений было не расформировано, а опять таки переведены либо на штат сокращенного состава, либо вообще скадрировано. После завершения вывода войск, а затем последовавшего развала СССР, вновь созданные ВС РФ, начали пытаться создать новую структуру ВС и систему управления. Вот тогда то и возродились идеи маршала Огаркова. В 1993 году в ВС РФ появилась «Концепция Мобильных Сил». Но после длительных согласований с Правительством РФ, «Концепция» претерпела значительные изменения. Были созданы Отдельные Мотострелковые бригады, ОШС которых повторяла ОШС бригад 5 ОАК, но от создания корпусов решено было отказаться. В последующем, количество создаваемых ОМСБр было сокращено до 3. К 1993 году в ВС РФ вошли 74, 131, 136 ОМСБр. От развертывания остальных ОМСБр было решено отказаться, а их место в составе «Мобильных сил» заняли МСП из различных МСД. Так же от развертывания частей и соединений «Мобильных сил» до штата военного времени было решено отказаться и они так и остались на 70% укомплектованность и мобилизационной потребностью. В 1993 году МСД перешли так же на новый штат. В каждой дивизии был один МСП(ТП) развернутый по штату мирного времени ( 70% личного состава), а остальные части и подразделения содержались по штату сокращенного состава ( до 30% личного состава) либо вообще были кадрированными. По странному стечению обстоятельств, подобной участи избежали 19, 20 МСД, которые были полностью укомплектованы по штату мирного времени, без наличия в своих ОШС частей сокращенного состава и частей кадр. Позже к ним присоединилась, вновь созданная, 27 МСД (Миротворческая), которая единственная во всех ВС РФ была развернута по штату военного времени (ей не требовалось доукомплектование гражданами, призванными из запаса).
Комментариев нет:
Отправить комментарий