11 октября 2010
By Michael Hudson
"Грядущего никто прозреть не может"
Гёте
Что может удержать американские банки и их клиентов от создания 1 триллиона, 10 триллионов или даже 50 триллионов долларов при помощи компьютерной клавиатуры, для скупки всех акций и облигаций в мире, всех земель и других продающихся активов, с целью прирастить свой капитал и получить прибыль за счет курсовой разницы, используя заемные средства, взятые под менее, чем 1% годовых? Это игра, которая идет сейчас.
Отток долларовых кредитов на внешние рынки, в целях осуществления этой финансовой стратегии, взвинчивает цены на активы и иностранные валюты, что позволяет спекулянтам закрыть свои позиции в США за счет более дешевых долларов, используя валютные колебания, а также получать прибыль от разницы в ценах на те же активы на различных рынках.
Финансы стали новой формой войны, не требующей затрат на военные издержки и оккупацию против желания коренных жителей. Это соревнование имеет целью создание кредита для покупки зарубежной недвижимости, природных ресурсов, инфраструктуры, облигаций и корпоративной собственности.
Кому нужна армия, когда вы можете получить денежный достаток и присвоить чужие активы просто используя финансовые рычаги? Победа достанется той стране, чья банковская система может создать наибольший кредит, при помощи армии компьютерных клавиатур, и присвоить мировые ресурсы.
Американские чиновники демонизируют страны, страдающие от этого притока долларов, характеризую их как "валютных манипуляторов", а министр финансов Тим Гайтнер называет сдерживание роста курса своей валюты "агрессивным занижением". Оскар Уайльд постарался бы найти менее запутанный термин для определения стран, защищающих себя от рейдеров, пытающихся использовать свою валюту для сколачивания огромного состояния.
"Агрессивное занижение" звучит как "заговор против самоубийства". Эти страны просто пытаются защитить свои экономики от валютных игроков и спекулянтов, наводнивших их финансовые рынки долларами, толкающих их валюты вверх и вниз, чтобы выжать миллиарды долларов из их центральных банков.
Их центральные банки вынуждены выбирать между пассивным наблюдением за тем, как эти потоки укрепляют курсы их валют (тем самым затрудняя их экспорт на внешние рынки), или превращать эти потоки в казначейские обязательства США, получая доход около 1% вместе со снижением обменной стоимости доллара. (Долгосрочные облигации являются рисковыми с точки зрения снижения внутренней стоимости доллара, если процентные ставки в США вырастут.)
Эвфемизмом для затопления стран заемными средствами является термин "количественное смягчение". Федеральная резервная система накачивает финансовую систему ликвидностью и резервами, чтобы снизить процентные ставки, якобы чтобы позволить банкам "заработать свою копеечку" на отрицательном собственном капитале, растаявшем в результате выдачи "плохих кредитов", вложенных в пузырь на рынке недвижимости. Эта ликвидности выплескивается на зарубежные рынки, укрепляя валютные курсы этих стран. Джозеф Стиглиц недавно признал, что вместо того чтобы помогать восстановлению мировой экономики, "поток ликвидности" из ФРС и ЕЦБ вызывает "хаос" на валютных рынках. "Ирония в том, что ФРС создает всю эту ликвидность в надежде, что она возродит американскую экономику. ...Это ничего не дает американской экономике, но вызывает хаос в остальном мире". (Oct. 5, 2010, reporting on a talk by Prof. Stiglitz at Columbia University. Dirk Bezemer and Geoffrey Gardiner).
Чего американское количественное смягчение достигает, так это снижение курса доллара и роста курсов других валют, что вызывает аплодисменты валютных спекулянтов, наслаждающихся быстрой и легкой прибылью. Еще оно является защитой той системы, с помощью которой американские дипломаты и банковские лоббисты угрожают пустить под откос международную финансовую и торговую системы, погрузив мир в анархию, если другие страны не согласятся повторить "Plaza Accord" 1985 года (Соглашение пяти ведущих стран Запада – Франции, Западной Германии, Японии, США и Великобритании о координированных валютных интервенциях. прим. пер.), "в качестве возможной основы для упорядоченного снижения курса доллара и избежания потенциально дестабилизирующих торговых войн". (Tom Lauricella, “Dollar’s Fall Roils World: As Global Leaders Meet, Strains Rise Among Nations Competing to Save Exports,” Wall Street Journal, October 8, 2010)
Plaza Accord пустил под откос японскую экономику путем повышения курса ее валюты, за счет снижения процентных ставок и наводнения экономики достаточным количеством средств, чтобы надуть пузырь на рынке недвижимости. Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан был более реалистичен. "Я не уверен, в желании стран повторить Plaza Accord или Louvre Аccord (Louvre Accord был подписан группой G6 – Францией, Западной Германией, Японией, Канадой, США и Великобританией) 22 февраля 1987 года в Париже. Италия была приглашенной страной, но отказалась подписать договор. Целью Louvre Accord было стабилизировать международные валютные рынки и закончить долгосрочное снижение курса американского доллара, вызванное соглашением Plaza Accord. прим. пер.)" сказал он на брифинге, в преддверии заседания МВФ в Вашингтоне. "Мы живем в другое время". Признавая необходимость "некоторых элементов контроля за движением капитала", он добавил, что из-за настойчивых требований США на существовании открытых, незащищенных рынков капитала, идея о том, что есть абсолютная необходимость в глобализованном мире, может потерять часть своей привлекательности".
Главным вопросом является то, как долго страны мира будут согласны оставаться жертвами спекулятивного избытка долларовой ликвидности. Мир вынужден выбирать между подчинением экономическому национализму США или временной финансовой анархии. Государства отвечают тем, что пытаются создать альтернативную международную финансовую систему, идя на риск анархии переходного периода, в целях создания более справедливой мировой экономики.
Новое раздувание финансового пузыря, а не снижение долга.
Глобальная финансовая система уже видела один длинный и неудачный эксперимент количественного смягчения – японский карри-трейд. После того, как ее финансовый и имущественный пузырь лопнул в 1990 году, Банк Японии стремился дать возможность банкам "заработать свою копеечку" на отрицательном собственном капитале, снабжая их кредитами под низкий процент. Рецессия в Японии резко снизила внутреннее потребление, и японские банки разработали систему карри трейда: валютные арбитражёры кредитовались под низкую процентную ставку, покупать высокодоходные ценные бумаги. Исландия, например, платила по 15% годовых. Таким образом, в долг брались йены, конвертировались в доллары, евро, исландской кроны и китайский юань, на которые покупались государственные облигации, облигации частного сектора, акции, валютные опционы и прочие финансовые инструменты. Не так много этих средств были использованы для создания нового капитала. Это все носило чисто финансовый характер, не продуктивно.
К 2006 году Соединенные Штаты и Европа раздули свои собственные пузыри в финансовой сфере и сфере недвижимости. И после того, как они лопнули в 2008 году, было сделано тоже, самое, что банки Японии сделали после 1990 года. В поисках пути помощи своим банкам, из ситуации с отрицательным собственным капиталом, Федеральная резервная система США затопила экономику деньгами. Цель этого заключалась в обеспечении большей ликвидности, в надежде, что банки увеличат кредитование внутренних заемщиков. Экономика "одолжит свой выход из долгов" путем нового надувания пузырей на рынках недвижимости, акций и облигаций, с тем чтобы предотвратить лишение права пользования недвижимостью и последующего за этим полного исчезновения залогового имущества на банковских балансах.
Количественное смягчение субсидирует расползание капитала из США и приводит к росту курсов других валют.
Количественное смягчение, возможно, не было направлено на разрушение мировой торговли и финансовой системы или на новый виток валютных спекуляций, но сегодняшняя ситуация является результатом решения ФРС в 2008 году, предотвратить дефолт по нереально высоким долгам, путем повторного надувания пузырей на рынке недвижимости и финансовом рынке США. Цель состоит в том, чтобы вытянуть стоимость жилья из ямы, когда стоимость дома меньше стоимости полученного под него ипотечного кредита, спасая тем самым, балансовые книги банковской системы и освобождая правительство от необходимости проводить TARP II (что, кстати, выглядит политически невозможным, с учетом настроений большинства американцев).
Но объявленные цели, не достигаются. Вместо увеличения объемов кредитования под залог американской недвижимости потребителям или компаниям, банки продолжают сокращать свои риски. Именно поэтому норма сбережений в США резко прыгнула. "Сбережение" согласно исследованиям, (увеличившиеся с нуля до 3% от ВВП) принимает форму выплат по долгам, сделанным в прошлом, а не создания новой ликвидности. Как излишняя запасливость заставляет не тратить доходы на потребление товаров и услуг, так и погашение существующей задолженности сокращает объем расходуемых средств. Для чего-же тогда банкам предоставлять займы в условиях, когда треть домов в США уже стоят меньше полученного под их залог ипотечного кредита а экономика сокращается в результате долговой дефляции?
Г-н Бернанке предлагает решить эту проблему путем впрыскивания еще $ 1 трлн ликвидности в течение следующего года, в дополнение к 2 триллионам долларов нового кредита уже созданного ФРС в течение 2009-10 годов. Финансовые средства, выделенные в рамках количественного смягчения были переведены за границу, в основном в страны БРИК: Бразилию, Россию, Индию и Китай. "Недавние исследования в Международного валютного фонда показало, что окончательное снятие денежных ограничений в рамках G4 в прошлом, почти полностью перенеслось в страны с развивающейся экономикой... с 1995 года, денежно-кредитная политика в Азии почти полностью определяется денежно-кредитной политикой стран G4: США, еврозоны, Японии и Китая, во главе с ФРС. По данным МВФ, "цены на акции в Азии и Латинской Америке в целом растут, когда избыточная ликвидность из стран G4 перекачивается в развивающиеся экономики".
Вот что вызвало всплеск цен на золото и заставило инвесторов выходить из доллара с начала сентября, заставляя другие страны защищать свои рынки.
Спекулятивные кредитные деньги американских, Японских и Британских банков, используемые для покупки облигаций, акций и валюты, в странах БРИК и третьего мира являются самоподдерживающейся экспансией, приводящей к укреплению валют этих стран, а также росту цен на их активы. Центральные банки этих стран, вынуждены скупать доллары, стоимость которых падает, относительно национальных валют. Американские чиновники говорят, что все это часть свободного рынка. "Неправильно со стороны всего мира взваливать бремя решения этой огромной проблемы... на плечи Соединенных Штатов", настаивал министр финансов Тим Гейтнер в среду, как будто не американское количественное смягчение и дерегулирование способствует спекулятивному избытку долларовой массы.
Итак другие страны обязаны решать проблемы самостоятельно. Япония удерживает свой обменный курс, продавая йены и покупая казначейские облигаций США, находясь перед лицом свертывания своего карри трейда, поскольку арбитражеры продают йены, которые у них были и покупают высокодоходный, но более рискованный суверенный долг таких стран как Греция. Этот возврат средств подтолкнул к повышению обменный курс йены на 12% по отношению к доллару в течение 2010 года, что заставило председателя Банка Японии Масааки Сиракава объявить во вторник 5 октября, что у Японии "не было другого выбора", кроме как "потратить 5 трлн. йен ($ 60 млрд.) на покупку государственных облигаций, корпоративных векселей, бумаг инвестиционных компаний и биржевых инвестиционных фондов. Покупка последних двух типов бумаг, является отходом от прежней практики".
Эта "стерилизация" нежелательного притока средств является тем же самым, за что Соединенные Штаты критикуют Китай. Китай попытался использовать более нормальные способы переработки активного сальдо своего торгового баланса, стремясь покупать американские компании. Но Конгресс несколько лет назад не позволил Китайской национальной морской нефтяной корпорации купить американский НПЗ, а канадское правительство в настоящее время настоятельно призывает к блокированию попыток Китая купить ее ресурсы калийных удобрений. Такой протекционизм оставляет мало вариантов для Китая и других стран. Им остается способ сохранять свои валюты стабильными только за счет покупки американских и европейских государственных облигаций.
Проблемой для всех стран сегодня является то, что в настоящее время глобальная финансовая система структурирована под спекуляции и делает трудным для центральных банков поддерживать стабильность без возвращения долларового потока правительству США, которое практически пользуется монополией в предоставлении резервов центральным банкам мира за счет контроля над дефицитом бюджета и платежного баланса. Как отмечалось ранее, арбитражеры получают двойную прибыль – разницу между почти 12 % доходностью бразильских долгосрочных государственных облигаций и стоимостью кредита США (1%), а также доходы от курсовой разницы получающиеся из-за того, что отток из доллара в реал подтолкнуло вверх обменный курс реала примерно на 30% с $ 2,50 в начале 2009 года до $ 1,75 на прошлой неделе. Принимая во внимание возможность привлечь 1 млн. долларов дополнительных инвестиций в акционерный капитал, чтобы купить иностранных ценных бумаг на $ 100 млн., то доходность составила 3000% с января 2009 года.
Бразилия явилась более жертвой, чем бенефициаром того, что заменяется эвфемизмом "приток капитала". Приток иностранных денег подтолкнул реал вверх на 4% всего за месяц (с 1 сентября по начало октября), а прошлогодний рост подорвал конкурентоспособность бразильского экспорта. Для сдерживания роста своей валюты, 4 октября правительство ввело 4% налог на покупку иностранцами его облигаций.
"Это не только валютные войны", объяснил министр финансов Гидо Мантега (Guido Mantega). "Ситуация стремится перерасти в торговую войну, и это является нашей заботой". Директор Центрального банка Таиланда Вонгватуу Потират (Wongwatoo Potirat) предупредил, что его страна рассматривает введение аналогичного налога и ограничений на торговлю валютой, чтобы остановить рост бата. Субир Гокарн (Subir Gokarn), заместитель председателя Резервного банка Индии, объявил, что его страна также изучает способы защиты от "потенциальной угрозы" притока капитала.
Такой приток не предоставляет капитал для инвестиций в материальные активы. Он является хищническим и вызывает колебания валютных курсов, что нарушает структуру торговли, создавая огромные прибыли для крупных финансовых институтов и их клиентов. Однако в большинстве дискуссий постулируется, что угроза платежному балансу и валютным курсам, исходит от торговли сырьевыми ресурсами и "паритета покупательной способности", а не от финансовых потоков и военных расходов, которые фактически доминируют в платежном балансе. Реальность состоит в том сегодняшнее финансовое междувластие (страны поспешно пытающиеся создать финансовую оборону в условиях анархического "свободного" рынка) обеспечивает спекулянтам возможность века. Вот за что боролись банковские лоббисты. Это имеет мало общего с благосостоянием рабочих в их собственных странах.
Потенциально крупнейшей спекулятивной возможностью обещает стать переоценка юаня в Китае. Постоянный бюджетный комитет Палаты представителей требует, чтобы Китай повысил его курс на 20 %, как предлагают Министерство финансов и Федеральная резервная система. Переоценка такого масштаба позволит спекулянтам вложить 1% своего капитала (скажем, $ 1 млн.), одолжить $ 99 млн. и купить китайский юань про запас. Эта переоценка позволит заработать 2000%. Прибыль составит $ 20 млн., при вложении $ 100 млн. (из них только $ 1 млн. "серьезные деньги") получится $ 120 миллионов. Банки смогут торговать за счет огромных, почти бесконечных заемных средств, сопоставимыми с CDO и другими деривативами.
Подобные деньги уже были сделаны за счет спекуляций на ценных бумагах Бразилии, Индии Китая и тех стран, обменные курсы которых повысились из-за выхода спекулянтов из доллара, который упал на 7% по отношению к корзине валют с начала сентября, когда ФРС объявила о перспективе количественного смягчения. В течение недели, предшествующей заседанию МВФ в Вашингтоне, тайский бат и индийская рупия выросли в ожидании того, что Соединенные Штаты и Великобритания будут блокировать любые попытки зарубежных стран изменить финансовую систему и обуздать разрушительные валютные игры.
Такой отток капитала из США действительно помог американским банкам восстановить свои балансы, как ФРС и ожидала. Но в процессе этого, как побочный эффект, международной финансовой системе был нанесен значительный ущерб. Это побудило китайские власти противодействовать попыткам США обвинить Китай за то, что он работает с положительным торговым балансом. Китай возразил, что американская финансовая агрессия "вызывает риск взаимного уничтожения больших экономических держав",
От золотого стандарта к стандарту Казначейских обязательств и анархии "беспроцентного кредита".
Действительно, противостояние между США и других стран на заседании МВФ в Вашингтоне в эти выходные, угрожает причинить самый серьезный вред в истории, после срыва Лондонской валютной конференции в 1933 году. Глобальной финансовой системе вновь угрожает распад, нарушение нормальной работы мировых торговых и инвестиционных отношений. Или они примут новую форму, которая оставит Соединенные Штаты изолированными перед лицом долгосрочного дефицита платежного баланса.
Этот кризис дает возможность (на самом деле – необходимость) сделать шаг назад и пересмотреть долгосрочную перспективу международной финансовой эволюции чтобы увидеть, куда ведут общепринятые тенденции и в каком направлении они должны быть изменены. На протяжении многих веков до 1971 года, страны соотносили свой платежный баланс с золотом или серебром. Эти "деньги мира" (как назвал золото сэр Джеймс Стюарт в 1767 году), также легли в основу национальных валют. До 1971 года каждая банкнота Федеральной резервной системы США на 25% обеспечивалась золотом, оценивавшемся в $ 35 за унцию. Страны должны были получать золото, за счет положительного торгового и платежного балансов, в целях повышения их денежной массы для улучшения условий общего экономического роста. И когда они испытывали дефицит торгового баланса или предпринимали военные кампании, центральные банки ограничивали выдачу внутреннего кредита для повышение процентных ставок и привлечения иностранных финансовых потоков.
Пока это поведенческие условия действовали, международная финансовая система работала довольно гладко при помощи сдержек и противовесов, хотя и согласно принципу "stop-go", когда экономическое развитие приводило к торговому и платежному дефициту. Получив такой дефицит страна поднимала процентные ставки для привлечения иностранного капитала, в то-же время сокращая государственные расходы, повышая налоги на потребителей и замедляя национальную экономику с тем, чтобы уменьшить импорт.
Что дестабилизировало эту систему, так это военные расходы. Связанные с I и II Мировыми войнами расходы, привели к тому, что к 1950 году в США накопилось около 80% мирового монетарного золота. Это сделало доллар виртуальным заменителем золота. Но после начала Корейской войны, зарубежные военные расходы США составляли весь дефицит платежного баланса в течение 1950-х, 60-х и начала 70-х годов, в то время как частный сектор, торговля и инвестиции находились точнехонько в балансе.
К августу 1971 года, военные расходы во Вьетнаме и других зарубежных странах вынудили США приостановить золотое конвертирование доллара путем продажи через Лондонский золотой пул. Но в значительной степени по инерции, центральные банки продолжают считать свои платежные балансы через казначейские ценные бумаги США. В конце концов, не было в достаточном количестве другого актива, чтобы сформировать основу валютных резервов для центральных банков.
Но заменив золото (чистый актив) долларовые долговые обязательства Казначейства США изменили глобальную финансовую систему. Она стал базироваться на долговой основе, а не на основе активов. И геополитически, Казначейский стандарт сделал Соединенные Штаты свободными от традиционных платежных и финансовых ограничений, что позволяет их экономике использовать большее количество долговых и заемных средств и быть более "инновационной".
Это также позволило правительству США вести внешнюю политику и военные кампании, не обращая внимания на свой платежный баланс.
Проблема в том, что возможность предоставления долларового кредита стала потенциально бесконечной. "Долларовое перенасыщение" росло пропорционально дефициту платежного баланса США. Рост резервов центральных банков и средств суверенных стран принял форму утилизации притока новых долларов путем покупки американских казначейских обязательств. В результате чего, иностранные центральные банки (и налогоплательщики) сегодня финансируют большую часть дефицита федерального бюджета США. Тот факт, что этот дефицит в основном прирастает из-за военных расходов (против этих целей, выступают многие иностранные избиратели), делает эту ситуацию особенно возмутительной. И вряд ли удивительно, что зарубежные страны ищут альтернативу существующей ситуации.
Вопреки позерству большинства общественных СМИ, отрицательный платежный баланс США (и следовательно, положительные балансы других стран), это в первую очередь, не дефицит торгового баланса. Заграничные военные расходы, ускорили окончание "холодной войны" с распадом Советского Союза в 1991 году. Еще более важное значение имело увеличение оттока капитала из Соединенных Штатов. Банки кредитовали правительства других стран для покрытия дефицита национальных платежных балансов, частных заемщиков для приватизации иностранной инфраструктуры или покупки иностранных акций и облигаций, а также арбитражеров под низкую процентную ставку, чтобы они приобретали высокодоходные ценные бумаги за рубежом.
Следствием является то, что положительный платежный баланс других стран не является, в основном, результатом взвешенных торговых отношений, а зависит от финансовых спекуляций и увеличения американских зарубежных военных расходов. В этих условиях, маневры банков и их клиентов-арбитражеров, желающих получить быструю прибыль, искажают обменные курсы валют. Американское "количественное смягчение" воспринимается как эвфемизм для определения хищнических финансовых махинаций с остальным миром. Торговая и валютная нестабильность являются частью "сопутствующего ущерба", вызванного наполнением экономики ликвидностью, с целью снова надуть пузырь цен на американских активах. Столкнувшись с этим "количественным смягчением" и затоплением экономики ликвидностью, предназначенной "спасти банки" с отрицательным капиталом, все страны вынуждены действовать как "валютные манипуляторы". Из чисто финансовых спекуляций производится столько денег, что "реальная" экономика рушится.
Контроль за движением капитала.
Глобальная финансовая система сломалась, поскольку американские монетарные чиновники изменили правила игры, которые они заложили полвека назад. До того, как США отказались от золота в 1971 году, никто и не мечтал, что экономика может создать неограниченный кредит при помощи компьютерной клавиатуры и при этом стремительно ее не не обрушить. Но это происходит при Казначейском стандарте. Зарубежные страны могут предотвратить рост своих валют по отношению к доллару (в котором оценивается их труд и экспорт на внешних рынках) только путем (1) конвертации долларового притока в ценные бумаги казначейства США, (2) путем установления контроля над капиталом, или (3), избегая использования доллара или других валют, используемых финансовыми спекулянтами из стран проводящих политику "количественного смягчения".
Малайзия практикует контроль за капиталом со времени азиатского кризиса 1997 года для предотвращения коротких продаж без покрытия. Это привело к тому, что спекулянты столкнулись с "коротким сжатием", на чем Джордж Сорос потерял деньги на попытке искусственно понизить курс. Другие страны также в настоящее время рассматривают вопрос введения контроля за движением капитала, чтобы защитить себя от цунами кредитных потоков, вливающихся на их рынки и скупки их активов, наряду с золотом и другими товарами, которые скорее превращаются в рычаги для спекуляции, чем для фактического использования в производстве. Бразилия на прошлой неделе предприняла лишь скромный шаг на этом пути, используя налоговую политику, а не прямой контроль за движением капитала, когда налогом облагаются иностранные покупатели облигаций.
Если другие страны пойдут по этому пути, то это будет означать конец политики открытых и незащищенных рынков капитала, принятой после Второй мировой войны. Эта тенденция угрожает привести к международной валютной практике, имевшей место с 1930-х по 50-е годы: двойной обменный курс, один для финансовых операций, а другой для торговли. Это, вероятно, будет означать замену МВФ, Всемирного банка и ВТО новым набором институтов, изоляцию США, Великобритании и еврозоны.
Чтобы защитить себя, МВФ предлагает себя в качестве "центрального банка" для создания того, что в конце 1960-х называлось "бумажным золотом" - искусственного кредита в форме специальных прав заимствования (SDR). Однако другие страны уже недовольны, что большинство голосов будет по-прежнему принадлежать главным организаторам спекуляций - США, Великобритании и еврозоне. Кроме того, статьи соглашения МВФ мешают странам-участницам защищать самих себя, характеризуя защиту как "препятствование" "открытым рынкам капитала". Поэтому тупик, в который страны зашли в эти выходные, кажется, безвыходным. В одном докладе было сказано следующее: "Существует только одно препятствие, которое мешает достичь согласия членов", сказал разочарованный г-н Стросс-Кан". Он добавил: "этот язык является неэффективным".
Пол Мартин, бывший канадский премьер-министр, который содействовал созданию G20 после финансового кризиса 1997-1998 годов в Азии, отметил, что "великие державы в значительной степени неуязвимы для того, чтобы быть названы и пристыжены". А в интервью Financial Times, Мохамед эль-Эриан (Mohamed El-Erian), бывший высокопоставленный чиновник МВФ, а теперь исполнительный директор Pimco, сказал: "У вас за стеной прорвало трубу и вода вытекает. Вы должны исправить трубы, а не только починить стену".
Страны БРИК просто параллельно создают свою собственную систему. В сентябре Китай поддержал предложение России начать прямую торговлю за юани и рубли. Он работал над заключением аналогичного договора с Бразилией. И в преддверии встречи МВФ в Вашингтоне в пятницу, 8 октября, премьер Вэнь Цзябао остановился в Стамбуле, чтобы достичь соглашения с премьер-министром Турции Эрдоганом об использовании своих валют для утроения объемов турецко-китайской торговли до $ 50 млрд. в течение следующих пяти лет, активно исключая доллар США из сценария развития. "Мы формируем экономическое стратегическое партнерство... Во всех наших отношениях, мы согласились использовать лиру и юань", заявил г-н Эрдоган.
Глубочайшее, в экономическом плане, глобальное финансовое падение сегодняшнего дня является лишь частью цены, которую должны заплатить Федеральная резервная система и Казначейство США, отказывающиеся принимать простые аксиомы банковской деятельности: долги, которые не могут быть оплачены, не будут оплачены. Они попытались "предохранить" банковскую системы от долговых списаний в 2008 году, путем поддержания долговой системы в исходном состоянии, пока не произойдет повторное раздувание цен на активы. Перед лицом сокращения экономики США из-за массового погашения долгового бремени, ФРС решила помочь банкам "заработать себе на выход из отрицательного собственного капитала" предоставляя возможности для хищнического финансирования, приводящего к всплеску финансовых спекуляций. Страны, выбранные мишенью глобальных спекулянтов, понятно, ищут другие варианты. Но похоже, что альтернатива не может быть достигнута при помощи МВФ и других международных институтов таким образом, чтобы американские финансовые стратеги ее охотно приняли.
Перевод: Арвид Хоглунд, специально для сайта "Война и Мир"
By Michael Hudson
"Грядущего никто прозреть не может"
Гёте
Что может удержать американские банки и их клиентов от создания 1 триллиона, 10 триллионов или даже 50 триллионов долларов при помощи компьютерной клавиатуры, для скупки всех акций и облигаций в мире, всех земель и других продающихся активов, с целью прирастить свой капитал и получить прибыль за счет курсовой разницы, используя заемные средства, взятые под менее, чем 1% годовых? Это игра, которая идет сейчас.
Отток долларовых кредитов на внешние рынки, в целях осуществления этой финансовой стратегии, взвинчивает цены на активы и иностранные валюты, что позволяет спекулянтам закрыть свои позиции в США за счет более дешевых долларов, используя валютные колебания, а также получать прибыль от разницы в ценах на те же активы на различных рынках.
Финансы стали новой формой войны, не требующей затрат на военные издержки и оккупацию против желания коренных жителей. Это соревнование имеет целью создание кредита для покупки зарубежной недвижимости, природных ресурсов, инфраструктуры, облигаций и корпоративной собственности.
Кому нужна армия, когда вы можете получить денежный достаток и присвоить чужие активы просто используя финансовые рычаги? Победа достанется той стране, чья банковская система может создать наибольший кредит, при помощи армии компьютерных клавиатур, и присвоить мировые ресурсы.
Американские чиновники демонизируют страны, страдающие от этого притока долларов, характеризую их как "валютных манипуляторов", а министр финансов Тим Гайтнер называет сдерживание роста курса своей валюты "агрессивным занижением". Оскар Уайльд постарался бы найти менее запутанный термин для определения стран, защищающих себя от рейдеров, пытающихся использовать свою валюту для сколачивания огромного состояния.
"Агрессивное занижение" звучит как "заговор против самоубийства". Эти страны просто пытаются защитить свои экономики от валютных игроков и спекулянтов, наводнивших их финансовые рынки долларами, толкающих их валюты вверх и вниз, чтобы выжать миллиарды долларов из их центральных банков.
Их центральные банки вынуждены выбирать между пассивным наблюдением за тем, как эти потоки укрепляют курсы их валют (тем самым затрудняя их экспорт на внешние рынки), или превращать эти потоки в казначейские обязательства США, получая доход около 1% вместе со снижением обменной стоимости доллара. (Долгосрочные облигации являются рисковыми с точки зрения снижения внутренней стоимости доллара, если процентные ставки в США вырастут.)
Эвфемизмом для затопления стран заемными средствами является термин "количественное смягчение". Федеральная резервная система накачивает финансовую систему ликвидностью и резервами, чтобы снизить процентные ставки, якобы чтобы позволить банкам "заработать свою копеечку" на отрицательном собственном капитале, растаявшем в результате выдачи "плохих кредитов", вложенных в пузырь на рынке недвижимости. Эта ликвидности выплескивается на зарубежные рынки, укрепляя валютные курсы этих стран. Джозеф Стиглиц недавно признал, что вместо того чтобы помогать восстановлению мировой экономики, "поток ликвидности" из ФРС и ЕЦБ вызывает "хаос" на валютных рынках. "Ирония в том, что ФРС создает всю эту ликвидность в надежде, что она возродит американскую экономику. ...Это ничего не дает американской экономике, но вызывает хаос в остальном мире". (Oct. 5, 2010, reporting on a talk by Prof. Stiglitz at Columbia University. Dirk Bezemer and Geoffrey Gardiner).
Чего американское количественное смягчение достигает, так это снижение курса доллара и роста курсов других валют, что вызывает аплодисменты валютных спекулянтов, наслаждающихся быстрой и легкой прибылью. Еще оно является защитой той системы, с помощью которой американские дипломаты и банковские лоббисты угрожают пустить под откос международную финансовую и торговую системы, погрузив мир в анархию, если другие страны не согласятся повторить "Plaza Accord" 1985 года (Соглашение пяти ведущих стран Запада – Франции, Западной Германии, Японии, США и Великобритании о координированных валютных интервенциях. прим. пер.), "в качестве возможной основы для упорядоченного снижения курса доллара и избежания потенциально дестабилизирующих торговых войн". (Tom Lauricella, “Dollar’s Fall Roils World: As Global Leaders Meet, Strains Rise Among Nations Competing to Save Exports,” Wall Street Journal, October 8, 2010)
Plaza Accord пустил под откос японскую экономику путем повышения курса ее валюты, за счет снижения процентных ставок и наводнения экономики достаточным количеством средств, чтобы надуть пузырь на рынке недвижимости. Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан был более реалистичен. "Я не уверен, в желании стран повторить Plaza Accord или Louvre Аccord (Louvre Accord был подписан группой G6 – Францией, Западной Германией, Японией, Канадой, США и Великобританией) 22 февраля 1987 года в Париже. Италия была приглашенной страной, но отказалась подписать договор. Целью Louvre Accord было стабилизировать международные валютные рынки и закончить долгосрочное снижение курса американского доллара, вызванное соглашением Plaza Accord. прим. пер.)" сказал он на брифинге, в преддверии заседания МВФ в Вашингтоне. "Мы живем в другое время". Признавая необходимость "некоторых элементов контроля за движением капитала", он добавил, что из-за настойчивых требований США на существовании открытых, незащищенных рынков капитала, идея о том, что есть абсолютная необходимость в глобализованном мире, может потерять часть своей привлекательности".
Главным вопросом является то, как долго страны мира будут согласны оставаться жертвами спекулятивного избытка долларовой ликвидности. Мир вынужден выбирать между подчинением экономическому национализму США или временной финансовой анархии. Государства отвечают тем, что пытаются создать альтернативную международную финансовую систему, идя на риск анархии переходного периода, в целях создания более справедливой мировой экономики.
Новое раздувание финансового пузыря, а не снижение долга.
Глобальная финансовая система уже видела один длинный и неудачный эксперимент количественного смягчения – японский карри-трейд. После того, как ее финансовый и имущественный пузырь лопнул в 1990 году, Банк Японии стремился дать возможность банкам "заработать свою копеечку" на отрицательном собственном капитале, снабжая их кредитами под низкий процент. Рецессия в Японии резко снизила внутреннее потребление, и японские банки разработали систему карри трейда: валютные арбитражёры кредитовались под низкую процентную ставку, покупать высокодоходные ценные бумаги. Исландия, например, платила по 15% годовых. Таким образом, в долг брались йены, конвертировались в доллары, евро, исландской кроны и китайский юань, на которые покупались государственные облигации, облигации частного сектора, акции, валютные опционы и прочие финансовые инструменты. Не так много этих средств были использованы для создания нового капитала. Это все носило чисто финансовый характер, не продуктивно.
К 2006 году Соединенные Штаты и Европа раздули свои собственные пузыри в финансовой сфере и сфере недвижимости. И после того, как они лопнули в 2008 году, было сделано тоже, самое, что банки Японии сделали после 1990 года. В поисках пути помощи своим банкам, из ситуации с отрицательным собственным капиталом, Федеральная резервная система США затопила экономику деньгами. Цель этого заключалась в обеспечении большей ликвидности, в надежде, что банки увеличат кредитование внутренних заемщиков. Экономика "одолжит свой выход из долгов" путем нового надувания пузырей на рынках недвижимости, акций и облигаций, с тем чтобы предотвратить лишение права пользования недвижимостью и последующего за этим полного исчезновения залогового имущества на банковских балансах.
Количественное смягчение субсидирует расползание капитала из США и приводит к росту курсов других валют.
Количественное смягчение, возможно, не было направлено на разрушение мировой торговли и финансовой системы или на новый виток валютных спекуляций, но сегодняшняя ситуация является результатом решения ФРС в 2008 году, предотвратить дефолт по нереально высоким долгам, путем повторного надувания пузырей на рынке недвижимости и финансовом рынке США. Цель состоит в том, чтобы вытянуть стоимость жилья из ямы, когда стоимость дома меньше стоимости полученного под него ипотечного кредита, спасая тем самым, балансовые книги банковской системы и освобождая правительство от необходимости проводить TARP II (что, кстати, выглядит политически невозможным, с учетом настроений большинства американцев).
Но объявленные цели, не достигаются. Вместо увеличения объемов кредитования под залог американской недвижимости потребителям или компаниям, банки продолжают сокращать свои риски. Именно поэтому норма сбережений в США резко прыгнула. "Сбережение" согласно исследованиям, (увеличившиеся с нуля до 3% от ВВП) принимает форму выплат по долгам, сделанным в прошлом, а не создания новой ликвидности. Как излишняя запасливость заставляет не тратить доходы на потребление товаров и услуг, так и погашение существующей задолженности сокращает объем расходуемых средств. Для чего-же тогда банкам предоставлять займы в условиях, когда треть домов в США уже стоят меньше полученного под их залог ипотечного кредита а экономика сокращается в результате долговой дефляции?
Г-н Бернанке предлагает решить эту проблему путем впрыскивания еще $ 1 трлн ликвидности в течение следующего года, в дополнение к 2 триллионам долларов нового кредита уже созданного ФРС в течение 2009-10 годов. Финансовые средства, выделенные в рамках количественного смягчения были переведены за границу, в основном в страны БРИК: Бразилию, Россию, Индию и Китай. "Недавние исследования в Международного валютного фонда показало, что окончательное снятие денежных ограничений в рамках G4 в прошлом, почти полностью перенеслось в страны с развивающейся экономикой... с 1995 года, денежно-кредитная политика в Азии почти полностью определяется денежно-кредитной политикой стран G4: США, еврозоны, Японии и Китая, во главе с ФРС. По данным МВФ, "цены на акции в Азии и Латинской Америке в целом растут, когда избыточная ликвидность из стран G4 перекачивается в развивающиеся экономики".
Вот что вызвало всплеск цен на золото и заставило инвесторов выходить из доллара с начала сентября, заставляя другие страны защищать свои рынки.
Спекулятивные кредитные деньги американских, Японских и Британских банков, используемые для покупки облигаций, акций и валюты, в странах БРИК и третьего мира являются самоподдерживающейся экспансией, приводящей к укреплению валют этих стран, а также росту цен на их активы. Центральные банки этих стран, вынуждены скупать доллары, стоимость которых падает, относительно национальных валют. Американские чиновники говорят, что все это часть свободного рынка. "Неправильно со стороны всего мира взваливать бремя решения этой огромной проблемы... на плечи Соединенных Штатов", настаивал министр финансов Тим Гейтнер в среду, как будто не американское количественное смягчение и дерегулирование способствует спекулятивному избытку долларовой массы.
Итак другие страны обязаны решать проблемы самостоятельно. Япония удерживает свой обменный курс, продавая йены и покупая казначейские облигаций США, находясь перед лицом свертывания своего карри трейда, поскольку арбитражеры продают йены, которые у них были и покупают высокодоходный, но более рискованный суверенный долг таких стран как Греция. Этот возврат средств подтолкнул к повышению обменный курс йены на 12% по отношению к доллару в течение 2010 года, что заставило председателя Банка Японии Масааки Сиракава объявить во вторник 5 октября, что у Японии "не было другого выбора", кроме как "потратить 5 трлн. йен ($ 60 млрд.) на покупку государственных облигаций, корпоративных векселей, бумаг инвестиционных компаний и биржевых инвестиционных фондов. Покупка последних двух типов бумаг, является отходом от прежней практики".
Эта "стерилизация" нежелательного притока средств является тем же самым, за что Соединенные Штаты критикуют Китай. Китай попытался использовать более нормальные способы переработки активного сальдо своего торгового баланса, стремясь покупать американские компании. Но Конгресс несколько лет назад не позволил Китайской национальной морской нефтяной корпорации купить американский НПЗ, а канадское правительство в настоящее время настоятельно призывает к блокированию попыток Китая купить ее ресурсы калийных удобрений. Такой протекционизм оставляет мало вариантов для Китая и других стран. Им остается способ сохранять свои валюты стабильными только за счет покупки американских и европейских государственных облигаций.
Проблемой для всех стран сегодня является то, что в настоящее время глобальная финансовая система структурирована под спекуляции и делает трудным для центральных банков поддерживать стабильность без возвращения долларового потока правительству США, которое практически пользуется монополией в предоставлении резервов центральным банкам мира за счет контроля над дефицитом бюджета и платежного баланса. Как отмечалось ранее, арбитражеры получают двойную прибыль – разницу между почти 12 % доходностью бразильских долгосрочных государственных облигаций и стоимостью кредита США (1%), а также доходы от курсовой разницы получающиеся из-за того, что отток из доллара в реал подтолкнуло вверх обменный курс реала примерно на 30% с $ 2,50 в начале 2009 года до $ 1,75 на прошлой неделе. Принимая во внимание возможность привлечь 1 млн. долларов дополнительных инвестиций в акционерный капитал, чтобы купить иностранных ценных бумаг на $ 100 млн., то доходность составила 3000% с января 2009 года.
Бразилия явилась более жертвой, чем бенефициаром того, что заменяется эвфемизмом "приток капитала". Приток иностранных денег подтолкнул реал вверх на 4% всего за месяц (с 1 сентября по начало октября), а прошлогодний рост подорвал конкурентоспособность бразильского экспорта. Для сдерживания роста своей валюты, 4 октября правительство ввело 4% налог на покупку иностранцами его облигаций.
"Это не только валютные войны", объяснил министр финансов Гидо Мантега (Guido Mantega). "Ситуация стремится перерасти в торговую войну, и это является нашей заботой". Директор Центрального банка Таиланда Вонгватуу Потират (Wongwatoo Potirat) предупредил, что его страна рассматривает введение аналогичного налога и ограничений на торговлю валютой, чтобы остановить рост бата. Субир Гокарн (Subir Gokarn), заместитель председателя Резервного банка Индии, объявил, что его страна также изучает способы защиты от "потенциальной угрозы" притока капитала.
Такой приток не предоставляет капитал для инвестиций в материальные активы. Он является хищническим и вызывает колебания валютных курсов, что нарушает структуру торговли, создавая огромные прибыли для крупных финансовых институтов и их клиентов. Однако в большинстве дискуссий постулируется, что угроза платежному балансу и валютным курсам, исходит от торговли сырьевыми ресурсами и "паритета покупательной способности", а не от финансовых потоков и военных расходов, которые фактически доминируют в платежном балансе. Реальность состоит в том сегодняшнее финансовое междувластие (страны поспешно пытающиеся создать финансовую оборону в условиях анархического "свободного" рынка) обеспечивает спекулянтам возможность века. Вот за что боролись банковские лоббисты. Это имеет мало общего с благосостоянием рабочих в их собственных странах.
Потенциально крупнейшей спекулятивной возможностью обещает стать переоценка юаня в Китае. Постоянный бюджетный комитет Палаты представителей требует, чтобы Китай повысил его курс на 20 %, как предлагают Министерство финансов и Федеральная резервная система. Переоценка такого масштаба позволит спекулянтам вложить 1% своего капитала (скажем, $ 1 млн.), одолжить $ 99 млн. и купить китайский юань про запас. Эта переоценка позволит заработать 2000%. Прибыль составит $ 20 млн., при вложении $ 100 млн. (из них только $ 1 млн. "серьезные деньги") получится $ 120 миллионов. Банки смогут торговать за счет огромных, почти бесконечных заемных средств, сопоставимыми с CDO и другими деривативами.
Подобные деньги уже были сделаны за счет спекуляций на ценных бумагах Бразилии, Индии Китая и тех стран, обменные курсы которых повысились из-за выхода спекулянтов из доллара, который упал на 7% по отношению к корзине валют с начала сентября, когда ФРС объявила о перспективе количественного смягчения. В течение недели, предшествующей заседанию МВФ в Вашингтоне, тайский бат и индийская рупия выросли в ожидании того, что Соединенные Штаты и Великобритания будут блокировать любые попытки зарубежных стран изменить финансовую систему и обуздать разрушительные валютные игры.
Такой отток капитала из США действительно помог американским банкам восстановить свои балансы, как ФРС и ожидала. Но в процессе этого, как побочный эффект, международной финансовой системе был нанесен значительный ущерб. Это побудило китайские власти противодействовать попыткам США обвинить Китай за то, что он работает с положительным торговым балансом. Китай возразил, что американская финансовая агрессия "вызывает риск взаимного уничтожения больших экономических держав",
От золотого стандарта к стандарту Казначейских обязательств и анархии "беспроцентного кредита".
Действительно, противостояние между США и других стран на заседании МВФ в Вашингтоне в эти выходные, угрожает причинить самый серьезный вред в истории, после срыва Лондонской валютной конференции в 1933 году. Глобальной финансовой системе вновь угрожает распад, нарушение нормальной работы мировых торговых и инвестиционных отношений. Или они примут новую форму, которая оставит Соединенные Штаты изолированными перед лицом долгосрочного дефицита платежного баланса.
Этот кризис дает возможность (на самом деле – необходимость) сделать шаг назад и пересмотреть долгосрочную перспективу международной финансовой эволюции чтобы увидеть, куда ведут общепринятые тенденции и в каком направлении они должны быть изменены. На протяжении многих веков до 1971 года, страны соотносили свой платежный баланс с золотом или серебром. Эти "деньги мира" (как назвал золото сэр Джеймс Стюарт в 1767 году), также легли в основу национальных валют. До 1971 года каждая банкнота Федеральной резервной системы США на 25% обеспечивалась золотом, оценивавшемся в $ 35 за унцию. Страны должны были получать золото, за счет положительного торгового и платежного балансов, в целях повышения их денежной массы для улучшения условий общего экономического роста. И когда они испытывали дефицит торгового баланса или предпринимали военные кампании, центральные банки ограничивали выдачу внутреннего кредита для повышение процентных ставок и привлечения иностранных финансовых потоков.
Пока это поведенческие условия действовали, международная финансовая система работала довольно гладко при помощи сдержек и противовесов, хотя и согласно принципу "stop-go", когда экономическое развитие приводило к торговому и платежному дефициту. Получив такой дефицит страна поднимала процентные ставки для привлечения иностранного капитала, в то-же время сокращая государственные расходы, повышая налоги на потребителей и замедляя национальную экономику с тем, чтобы уменьшить импорт.
Что дестабилизировало эту систему, так это военные расходы. Связанные с I и II Мировыми войнами расходы, привели к тому, что к 1950 году в США накопилось около 80% мирового монетарного золота. Это сделало доллар виртуальным заменителем золота. Но после начала Корейской войны, зарубежные военные расходы США составляли весь дефицит платежного баланса в течение 1950-х, 60-х и начала 70-х годов, в то время как частный сектор, торговля и инвестиции находились точнехонько в балансе.
К августу 1971 года, военные расходы во Вьетнаме и других зарубежных странах вынудили США приостановить золотое конвертирование доллара путем продажи через Лондонский золотой пул. Но в значительной степени по инерции, центральные банки продолжают считать свои платежные балансы через казначейские ценные бумаги США. В конце концов, не было в достаточном количестве другого актива, чтобы сформировать основу валютных резервов для центральных банков.
Но заменив золото (чистый актив) долларовые долговые обязательства Казначейства США изменили глобальную финансовую систему. Она стал базироваться на долговой основе, а не на основе активов. И геополитически, Казначейский стандарт сделал Соединенные Штаты свободными от традиционных платежных и финансовых ограничений, что позволяет их экономике использовать большее количество долговых и заемных средств и быть более "инновационной".
Это также позволило правительству США вести внешнюю политику и военные кампании, не обращая внимания на свой платежный баланс.
Проблема в том, что возможность предоставления долларового кредита стала потенциально бесконечной. "Долларовое перенасыщение" росло пропорционально дефициту платежного баланса США. Рост резервов центральных банков и средств суверенных стран принял форму утилизации притока новых долларов путем покупки американских казначейских обязательств. В результате чего, иностранные центральные банки (и налогоплательщики) сегодня финансируют большую часть дефицита федерального бюджета США. Тот факт, что этот дефицит в основном прирастает из-за военных расходов (против этих целей, выступают многие иностранные избиратели), делает эту ситуацию особенно возмутительной. И вряд ли удивительно, что зарубежные страны ищут альтернативу существующей ситуации.
Вопреки позерству большинства общественных СМИ, отрицательный платежный баланс США (и следовательно, положительные балансы других стран), это в первую очередь, не дефицит торгового баланса. Заграничные военные расходы, ускорили окончание "холодной войны" с распадом Советского Союза в 1991 году. Еще более важное значение имело увеличение оттока капитала из Соединенных Штатов. Банки кредитовали правительства других стран для покрытия дефицита национальных платежных балансов, частных заемщиков для приватизации иностранной инфраструктуры или покупки иностранных акций и облигаций, а также арбитражеров под низкую процентную ставку, чтобы они приобретали высокодоходные ценные бумаги за рубежом.
Следствием является то, что положительный платежный баланс других стран не является, в основном, результатом взвешенных торговых отношений, а зависит от финансовых спекуляций и увеличения американских зарубежных военных расходов. В этих условиях, маневры банков и их клиентов-арбитражеров, желающих получить быструю прибыль, искажают обменные курсы валют. Американское "количественное смягчение" воспринимается как эвфемизм для определения хищнических финансовых махинаций с остальным миром. Торговая и валютная нестабильность являются частью "сопутствующего ущерба", вызванного наполнением экономики ликвидностью, с целью снова надуть пузырь цен на американских активах. Столкнувшись с этим "количественным смягчением" и затоплением экономики ликвидностью, предназначенной "спасти банки" с отрицательным капиталом, все страны вынуждены действовать как "валютные манипуляторы". Из чисто финансовых спекуляций производится столько денег, что "реальная" экономика рушится.
Контроль за движением капитала.
Глобальная финансовая система сломалась, поскольку американские монетарные чиновники изменили правила игры, которые они заложили полвека назад. До того, как США отказались от золота в 1971 году, никто и не мечтал, что экономика может создать неограниченный кредит при помощи компьютерной клавиатуры и при этом стремительно ее не не обрушить. Но это происходит при Казначейском стандарте. Зарубежные страны могут предотвратить рост своих валют по отношению к доллару (в котором оценивается их труд и экспорт на внешних рынках) только путем (1) конвертации долларового притока в ценные бумаги казначейства США, (2) путем установления контроля над капиталом, или (3), избегая использования доллара или других валют, используемых финансовыми спекулянтами из стран проводящих политику "количественного смягчения".
Малайзия практикует контроль за капиталом со времени азиатского кризиса 1997 года для предотвращения коротких продаж без покрытия. Это привело к тому, что спекулянты столкнулись с "коротким сжатием", на чем Джордж Сорос потерял деньги на попытке искусственно понизить курс. Другие страны также в настоящее время рассматривают вопрос введения контроля за движением капитала, чтобы защитить себя от цунами кредитных потоков, вливающихся на их рынки и скупки их активов, наряду с золотом и другими товарами, которые скорее превращаются в рычаги для спекуляции, чем для фактического использования в производстве. Бразилия на прошлой неделе предприняла лишь скромный шаг на этом пути, используя налоговую политику, а не прямой контроль за движением капитала, когда налогом облагаются иностранные покупатели облигаций.
Если другие страны пойдут по этому пути, то это будет означать конец политики открытых и незащищенных рынков капитала, принятой после Второй мировой войны. Эта тенденция угрожает привести к международной валютной практике, имевшей место с 1930-х по 50-е годы: двойной обменный курс, один для финансовых операций, а другой для торговли. Это, вероятно, будет означать замену МВФ, Всемирного банка и ВТО новым набором институтов, изоляцию США, Великобритании и еврозоны.
Чтобы защитить себя, МВФ предлагает себя в качестве "центрального банка" для создания того, что в конце 1960-х называлось "бумажным золотом" - искусственного кредита в форме специальных прав заимствования (SDR). Однако другие страны уже недовольны, что большинство голосов будет по-прежнему принадлежать главным организаторам спекуляций - США, Великобритании и еврозоне. Кроме того, статьи соглашения МВФ мешают странам-участницам защищать самих себя, характеризуя защиту как "препятствование" "открытым рынкам капитала". Поэтому тупик, в который страны зашли в эти выходные, кажется, безвыходным. В одном докладе было сказано следующее: "Существует только одно препятствие, которое мешает достичь согласия членов", сказал разочарованный г-н Стросс-Кан". Он добавил: "этот язык является неэффективным".
Пол Мартин, бывший канадский премьер-министр, который содействовал созданию G20 после финансового кризиса 1997-1998 годов в Азии, отметил, что "великие державы в значительной степени неуязвимы для того, чтобы быть названы и пристыжены". А в интервью Financial Times, Мохамед эль-Эриан (Mohamed El-Erian), бывший высокопоставленный чиновник МВФ, а теперь исполнительный директор Pimco, сказал: "У вас за стеной прорвало трубу и вода вытекает. Вы должны исправить трубы, а не только починить стену".
Страны БРИК просто параллельно создают свою собственную систему. В сентябре Китай поддержал предложение России начать прямую торговлю за юани и рубли. Он работал над заключением аналогичного договора с Бразилией. И в преддверии встречи МВФ в Вашингтоне в пятницу, 8 октября, премьер Вэнь Цзябао остановился в Стамбуле, чтобы достичь соглашения с премьер-министром Турции Эрдоганом об использовании своих валют для утроения объемов турецко-китайской торговли до $ 50 млрд. в течение следующих пяти лет, активно исключая доллар США из сценария развития. "Мы формируем экономическое стратегическое партнерство... Во всех наших отношениях, мы согласились использовать лиру и юань", заявил г-н Эрдоган.
Глубочайшее, в экономическом плане, глобальное финансовое падение сегодняшнего дня является лишь частью цены, которую должны заплатить Федеральная резервная система и Казначейство США, отказывающиеся принимать простые аксиомы банковской деятельности: долги, которые не могут быть оплачены, не будут оплачены. Они попытались "предохранить" банковскую системы от долговых списаний в 2008 году, путем поддержания долговой системы в исходном состоянии, пока не произойдет повторное раздувание цен на активы. Перед лицом сокращения экономики США из-за массового погашения долгового бремени, ФРС решила помочь банкам "заработать себе на выход из отрицательного собственного капитала" предоставляя возможности для хищнического финансирования, приводящего к всплеску финансовых спекуляций. Страны, выбранные мишенью глобальных спекулянтов, понятно, ищут другие варианты. Но похоже, что альтернатива не может быть достигнута при помощи МВФ и других международных институтов таким образом, чтобы американские финансовые стратеги ее охотно приняли.
Перевод: Арвид Хоглунд, специально для сайта "Война и Мир"
Комментариев нет:
Отправить комментарий