Знание в руках невежественного и неумелого человека, без преувеличения, становится чудовищем. Знание многогранно и может быть применено по-разному.
У него лицо и голос женщины - олицетворение его красоты. У знания есть крылья, потому что научные открытия распространяются очень быстро, невзирая на границы. Острые и цепкие когти нужны ему для того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в человеческое сознание и накрепко удерживались в нем, так, чтобы от них нельзя было избавиться. И если они неправильно поняты или использованы, они приносят беспокойство и мучения тем или иным путем и в конце концов просто разрывают сознание на куски

воскресенье, 12 июня 2011 г.

БОГИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ(прод23)


КАТАСТРОФА НА КРИТЕ
Приблизительно в 1450 году до РХ крупная катастрофа обрушилась одновременно на все города острова Крит. Были полностью разрушены прекрасные дворцы в Кноссе, Фаистосе и Като Закро. Города, в течение пятисот лет служившие мощными центрами международной торговли, сгорели дотла.

Масштабы разрушений были настолько велики и охватили такую обширную территорию, что археологи тщетно пытались найти причину в каком-то стихийном бедствии.
Однако некоторые ученые пришли к заключению, что разрушение Крита было делом рук человеческих. Как признает Национальное географическое общество, "ныне имеются свидетельства, указывающие на то, что эти разрушения были вызваны набегами воинственных микенцев с греческого материка".
Такая неуклюжая попытка взвалить вину на Микены представляет собой очевидное свидетельство той неуверенности, которая окружает этот темный период истории человечества. Разумеется, это были Микены, но никто не может объяснить, почему они совершили такой вопиющий акт государственного вандализма.


Не сможем ли мы найти недостающие факты в истории богов? Как мы уже говорили выше, микенцы поклонялись богине Инанне. Она выступала на стороне Энлиля и была противницей богов из партии Энки. Возможно, Крит был прежде опорным пунктом сторонников Энки? В пользу такого предположения говорит новая религия Крита: ее символом является изображение богини с обнаженной грудью, держащей двух змей. На рис. 39 представлена статуя из Кносса, изображающая богиню, которая одержала победу на Крите над змеиными богами — сторонниками Энки. Что касается мотивов, которыми руководствовалась Инанна, то разрушение города Мари войском Хаммурапи явно было эпизодом междоусобицы, но, может быть, для этого был еще какой-нибудь непосредственный мотив? Крито-минойская культура оставила нам возможный вариант решения этого вопроса в одной из самых впечатляющих легенд древнего мира — в легенде о Минотавре. Минотавр, получеловек-полубык, был будто бы зачат женой царя Миноса от быка. Но если мы сочтем быка символом одного из богов партии Энлиля, то тогда станет ясно, что в этой легенде речь идет о заточении в лабиринте не Минотавра, а обычного бога из плоти и крови. В греческом повествовании о Тесее и Минотавре содержится упоминание о том, что тогда был сожжен царский дворец, и в связи с этим возникает предположение, что этот рассказ был навеян эпизодом с разрушением дворцов в 1450 году до РХ. Повествование было украшено описанием мифического животного, но в действительности оно могло основываться на реальном факте — попытке Инанны вторгнуться, чтобы выручить плененного бога.
ПОБОИЩЕ В МОХЕНДЖО-ДАРО
Примерно в это же самое время, когда Крит был разрушен Инанной, в Мохенджо-Даро — столице ее цивилизации в долине Инда — произошла таинственная катастрофа.
Семьдесят лет археологических раскопок не раскрыли загадку истории Мохенджо-Даро. Все согласны в том, что этот город, как и другие города долины Инда, после 2000 года до РХ переживал упадок из-за ряда наводнений. Но окончательное падение города произошло внезапно. Согласно публикации Национального географического общества:
"Судя по валяющимся на улицах скелетам — последний удар был нанесен вторгшимся в город неприятелем".
Величайший авторитет в области индийской цивилизации, сэр Мортимер Уилер, приходит к тому же заключению:
"При виде этого ужасного зрелища мы, вероятно, можем заключить, что так как семнадцать скелетов определенно принадлежат к числу последних его обитателей, а остальные, по всей вероятности, также из их числа... то здесь налицо следы последнего побоища, после которого Мохенджо-Даро перестал существовать".
Но кто же учинил это побоище? Уилер считает, что это были арийцы, но, с моей точки зрения, арийцами стали сами жители равнины Инда! А кроме того, все археологи подтверждают, что никакого вторжения чужеземцев в Мохенджо-Даро не было, как не было и нападения на лежащий в 350 милях к северу город Хараппа.
В 1979 году Дэвид Девенпорт и Этторе Винченти опубликовали новые данные о загадке Мохенджо-Даро. Они заинтересовались тысячами так называемых "черных камней", которыми были усеяны улицы города. Когда они обследовали эти "камни"(11), оказалось, что это осколки глиняной посуды, спекшейся при очень высокой температуре. Согласно их расчетам, эта посуда подверглась мгновенному нагреву до температуры 1400—1600 градусов по Цельсию! Затем Девенпорт и Винченти изучили Мохенджо-Даро и установили, что там некогда имели место три разрушительные волны, распространившиеся на расстояние до 1 мили от эпицентра взрыва. И вот их вывод: единственная причина, по которой археологи не находили больше скелетов в Мохенджо-Даро, заключалась в том, что температура была настолько высока, что все, кто находился вблизи эпицентра мгновенно испарились.
Когда был разрушен Мохенджо-Даро? По самым точным оценкам археологов, это произошло приблизительно в 1500 году до РХ, то есть тогда же, когда окончательно опустел город Хараппа. К тому времени города долины Инда уже сильно деградировали(12), и, казалось бы, зачем кому-то понадобилось разрушать Мохенджо-Даро? Единственное логическое объяснение — это вражда между Инанной и Мардуком и события на Крите. Очень похоже, что избирательный удар по Мохенджо-Даро был нанесен в качестве ограниченного тактического ответного удара. Подобно тому, как в наше время современным супердержавам, так и священным державам древних времен, не было смысла обрушивать на противника всю мощь своего оружия.
НОВАЯ ВОЛНА МИГРАЦИЙ
Завоевания Хаммурапи, пожары на Крите и уничтожение Мохенджо-Даро — все это привело в движение невероятную цепь событий, которую, насколько мне известно, пока еще никто не сумел раскрыть. Все эти события приходятся приблизительно на 1500 год до РХ и совпадают с освобождением ольмеков с острова Пасхи, с появлением различных культур в Андах и, вероятно, с прибытием майя в Центральную Америку.
Прежде всего, я рассмотрю самую простую миграцию с Крита на побережье Леванта.
В еврейских Писаниях говорится, что филистимляне — заклятые враги Израиля — прибыли с берегов Кафтора(13). Ученые обычно считают, что Кафтор — это Крит, а критян в Египте называли keftiou. Таким образом, филистимляне эмигрировали с Крита и селились в прибрежных долинах Ханаана, и, как полагают, эта миграция происходила в 1500 году до РХ, совпав по времени с пожарами на Крите.
Кто были эти филистимляне, и какую роль они играли на Крите? То, что они прибыли с Крита означает, что они критяне лишь в географическом, но не в расовом смысле. Подобным же образом, когда их называют филистимлянами, это тоже может иметь чисто географическое значение, поскольку в Книге Бытия 10 упоминается о каком-то древнем народе, называвшемся филистимлянами, по имени которого была названа Палестина. Исходя из этих соображений, обычно полагают, что филистимляне происходят от индоевропейского, а не хамитского корня. Если это так, то филистимляне были связаны с хурритами, и мы можем думать, что они выполняли на Крите роль купцов. Археологические и письменные свидетельства указывают на то, что филистимляне, приезжавшие в Ханаан, были хорошо организованы, сильны в военном отношении и искусны в торговле — все это были черты характерные для индоевропейской элиты(14).
Считается, что финикийцы также происходили с Крита. Название этого народа произошло от phoi-nix, что означает "финиковая пальма". Так называли их греки, чтобы отличить эпос испытанных мореходов от прочих хананейцев(15). Финикийцы селились к северу от филистимлян, вдоль побережья современного Ливана, и основали там крупные торговые города — как например Сидон и Тир. Сидон был первым из городов финикийцев, и его название свидетельствует об их хамитском племенном происхождение от Сидона — перворожденного сына Ханаана(16).
Теперь рассмотрим движения иммиграции на Американском континенте, происходившие тогда же — в 1500 году до РХ. Все волны иммиграции оседали на западном побережье, и следовательно, мы должны искать их источники в долине Инда или в областях Месопотамии. Первые из этих миграционных движений были вызваны разрушением Мохенджо-Даро, а вторые — либо завоеваниями Хаммурапи, либо добровольным отъездом людей, желавших избавиться от неудобств, связанных с перенаселенностью.
Где оседали мигранты в Америке? Археологи установили, что 1500 год до РХ был решающим этапом для Южной Америки — именно тогда там стали как будто из пустоты возникать развитые поселения. Алан Колата отмечает в это время "взрыв" в культуре Титикака. На перуанском побережье в Сечине в это время был воздвигнут огромный дворец в стиле прежде неизвестной культуры. Археологи относят к этому времени также возникновение Чавин-де-Уантар в Перу и появление ольмеков в Центральной Америке. Тайну этих внезапных и широко распространенных сдвигов отметил и профессор Вальтер Крикеберг:
"Древнейшая высокоразвитая американская цивилизация возникала внезапно, без всяких явных корней или предварительных этапов, как, например, возникла ольмекская культура в Центральной Америке и культура Чавин в Андах. Такое необычайное явление может быть удовлетворительным образом объяснено, лишь если мы допустим существование одного или нескольких внешних импульсов, которые оказали воздействие на древнюю Америку" (курсив мой. — А.Э.).
Как я объяснил в последней главе, ольмекская культура и культура Чавин были результатом освобождения людей с острова Пасхи и, таким образом, были побочным продуктом волны миграции. Кто же были эти таинственные спасители людей с острова Пасхи? Среди множества интересных южноамериканских легенд имеется одна, которая подтверждает слова Адана Колата о культурном взрыве в Титикака. В этой легенде рассказывается о царе Атау, который прибыл по морю с двумя сотнями мужчин и женщин и прошел пешком от Римака до озера Титикака. В аналогичной легенде говорится, что чужеземцы пришли в Титикака и перебили всех белых людей, которых они там нашли. А индейцы уру, живущие возле озера Титикака, еще хранят легенды о том, что пришельцы хватали их предков и приносили их в жертву своим богам. Согласно рассказам индейцев, это призошло незадолго до того, как "скрылось Солнце", то есть незадолго до 1390 года до РХ.
Наконец, мы не должны игнорировать и то, что подобный же внешний импульс затронул, приблизительно в 1500 году до РХ, также и Австралазию. Поскольку этот континент был расположен на восточном морском пути в Южную Америку (откуда дальше нужно было плыть через Тихий океан), то явно не могло быть простым совпадением, что на нем в это время также сказалось влияние колонизации народом с высоким уровнем развития.
ТАЙНОЕ ЛИЦО ЯХВЕ
То, что мы датировали катастрофы на Крите и в Мохенджо-Даро 1450 годом до РХ, а время Исхода израильтян из Египта — 1433 годом до РХ (см. Приложение А), теперь обретает для нас новое значение. Не можем ли мы, основываясь на рассмотрении истории богов, попытаться понять, почему один из богов по имени Яхве пришел на помощь евреям?
Значение имени Яхве (которое иногда произносится как Иегова) в течение тысяч лет ставило в тупик теологов, и до такой степени, что и до сих пор Еврейское издательское общество оставляет это имя без перевода, делая сноску: "Перевод с еврейского неясен". В действительности это не так, потому что значение еврейского "ehyeh asher ehyeh" в действительности совершенно ясно — это означает буквально — "я есмь тот, кто я есмь". Как утверждает Карен Армстронг, в разговорной речи это означает "не твое дело"!
Почему это Яхве так старается уклониться от опознания, и каковы были его побуждения, когда он выводил израильтян из плена в Синайскую пустыню? Рассмотрение ближневосточной политики 1433 года до РХ дает ответы на оба эти вопроса.
Вскоре после разрушения Крита на побережье Леванта образовалась сильная перенаселенность, в связи с иммиграцией финикийцев и филистимлян. Археологические раскопки в Библе подтвердили сильные разрушения, произошедшие в этом городе приблизительно в 1450 году до РХ (НХ) вследствие перенаселенности. То же самое наблюдалось во всех городах побережья и вызвало продвижение в Египет таинственного народа гиксосов, которые правили Северным Египтом 200 лет. Израильтяне были едва не втянуты во всеобщую войну за господство над дельтой Нила.
Поэтому Яхве так поспешно увел израильтян в единственное безопасное место — в Синайскую пустыню. Этот район обычно считался закрытым, поскольку еще существовало мнение, что он опасен из-за радиоактивного отравления. Была ли эта эвакуация частью прежней договоренности яхве с Авраамом — плата за его шпионскую деятельность, или здесь было еще что-то?
Разумеется, план Яхве далеко не ограничивался желанием спасти израильтян. Из его Десяти Заповедей и изложения новых законов, содержащихся в Книге Исхода 20—23, можно прийти к заключению, что он был разочарован человечеством. В частности, по-видимому, Яхве был раздражен тем, что люди поклоняются идолам, а также широко распространенной у них практикой гадания. Судя по его действиям, он желал вернуть человечество к традиционным ценностям первых дней Шумера. Но времена переменились. Древние шумеры были совершенно невинны и верили богам, которые всегда защищали их. Теперь же, после тысячи лет хаоса и войны, люди находились в смятении, были неуверенны и суеверны. Единственная возможность для Яхве заключалась в том, чтобы создать новый договор доверия и верности одному-единотвенному богу. Именно поэтому он подверг израильтян 40-летней изоляции в Синайской пустыне. Лишь таким образом можно было получить новое поколение, не испорченное многобожием египтян. Только через посредство монотеизма люди могли вернуться в давно утраченный ими "золотой век".
Теперь давайте вернемся к рассмотрению имен Яхве, со всеми их двусмысленными значениями. При внимательном прочтении Книги Исхода видно, что Яхве следовал тщательно разработанному плану, имея в виду, помимо просто освобождения израильтян, три далеко идущие цели. Первая из этих целей заключалась в том, чтобы радикально ослабить Египет как мировую державу, чтобы он не мог подняться вновь и угрожать новому монотеистическому царству. Вторая цель, как признавал сам Яхве, — завоевать Израилю такую репутацию, которая заставила бы бояться его врагов". И третья цель — заставить египетский народ — по дружбе или из страха — продавать Израилю серебро и золото. Ценные металлы были нужны ему для создания Ковчега и Скинии — средств связи, при помощи которых Яхве мог общаться со своим избранным народом(18).
Для того чтобы достичь всех этих целей, было необходимо постепенно наращивать масштаб нависших над Египтом бедствий(19). А чтобы успешно вести эту психологическую игру, египетский фараон не должен был знать имя действующего против него бога.
Из-за того, что фараон не знал священного имени Яхве, он отверг угрозы израильтян(20). Если бы он знал, кто его настоящий враг, то было бы невозможно разыграть эту игру до конца. Фараон не замечал, что положение в его стране все ухудшается. К тому времени, когда эта психологическая игра закончилась, Египет потерял большую часть поголовья скота, большую часть урожая и фруктовых деревьев, погибли многие перворожденные дети(21). Египтяне были так разгневаны, что пустились в погоню за бежавшими израильтянами и потеряли шестьсот своих лучших колесниц, затонувших в море(22).
Была и другая сильная причина, почему Яхве не желал открыть свое настоящее имя. Предположим, что Яхве действительно был одним из высших богов, хорошо известным на Ближнем Востоке. Если этот бог намеревался начать с восстановления традиционных ценностей, создавая монотеистическое царство, то самое худшее, что он мог сделать, — это сохранить свое прежнее имя, в особенности, если ему под этим именем уже поклонились соседние народы. Представьте себе, что подумали бы возвратившиеся в Ханаан израилитяне, узнав, что их единственному богу, наряду с другими богами, поклоняются также их враги! И кто же из этих врагов будет бояться израильтян, если еврейский бог был одним из их собственных богов?!
Как же звали наиболее почитаемого бога в Ханаане? Здесь поклонялись Инанне под именем Астарты и какому-то неизвестному богу по имени Датой, но самым главным богом, безусловно, был Хадад, он же, как полагают многие, Ваал. О популярности Хадада говорит хотя бы то, что многие цари носили его имя — так, например, Бен-Хадад — царь арамейский, Адад Эдомитский и Хададезер — враг Давида. Кроме того, главным богом хурритов, занимавших сильные позиции в Ливане, был Хадад под именем Тешуб. И наконец, хетты, которых было немало среди населения Ханаана, также были большими поклонниками Тешуба. Самым могущественным божеством на Земле Обетованной израильтян был, несомненно, Бог Бурь.
Продолжим расследование свидетельств подлинной личности Яхве. В Библии, в Исходе 6, говорится:
Тогда Господь сказал Моисею: "Я, Господь, явившийся Аврааму, Исааку и Иакову. Не зная его имени Иегова, они назвали Меня Эль-Шаддаи"(23).
Этот отрывок подтверждается библейским рассказом о предшествующей встрече с Авраамом:
"Когда Аврааму было 99 лет, Господь явился ему и сказал:
"Я Эль-Шаддаи [Бог Всемогущий], повинуйся Мне и живи праведно, и Я подготовлю соглашение между нами, и сделаю твой народ великим"(24).
Эти цитаты не оставляют сомнений в том, что имя Яхве было впервые употреблено во время Исхода. Нет никаких оснований для утверждений, будто имя Яхве существовало уже во время соглашения с Авраамом, во время Потопа, во времена Адама и Евы или даже в момент сотворения Неба и Земли. Таким образом, это была очевидная попытка задним числом ввести монотеистический принцип.
Каково же значение прежнего имени Яхве Эль-Шаддаи? Слово shaddai обычно переводится как "всемогущий", применительно к уровню божественной силы, а во множественном числе оно выражается словом Элохим. Однако недавно выяснилось, что корень этого слова в аккадском shadu, что означает "горы". Таким образом, Эль-Шаддаи следует переводить не Господь Всемогущий, но более точно — "Бог Гор". Помогает ли это раскрыть лицо подлинного Яхве?
В шумерском пантеоне действительно был один бог, известный как бог гор. Его имя было ISH.KUR — он был младшим сыном Энлиля, и его имя в буквальном переводе означало "Тот — из дальних горных стран". Как уже говорилось в главе 14, Ишкур был известен также под именем Адад, или, по-еврейски, Хадад. Так как Хадад/Тешуб был очень популярным богом в Ханаане, вводить здесь новую монотеистическую религию под именем Ишкура или Адада было бессмысленно. Ишкур таким образом перевоплощается в бога гор Эль-Шаддаи, а тот, в силу необходимости, выступает анонимно под всевдонимом бога Яхве.
В предыдущей главе мы установили, что горные земли Ишкура — это Тавр, а позже — Анды, и отметили, что он вернулся из Тиауанако на Ближний Восток примерно в 2200 году до РХ. Таким образом, он оказался в нужном месте в нужное время, чтобы появиться под именем Эль-Шаддаи в Содоме и Гоморре в 2024 году до РХ. В это время его старший брат Ниннар/Син был богом, управляющим III династией Ура.
В какой мере совпадают характеры библейского Яхве и Ишкура? Во-первых, как бог — сторонник Энлиля, Ишкур сближается с образом библейского Бога — ведь он был враждебен Вавилону, Египту и Мардуку. Во-вторых, Ишкур, во многих его ипостасях, всегда представлялся в качестве Бога Бурь с его знаменитыми символами молний и трезубца. Эта символика явственно проявляется в том, как Яхве заставляет Египет отпустить израильтян:
"И вот Моисей поднял к небу свой дорожный посох, и Господь послал гром и молнию, и град стал падать на землю по всему Египту. Град падал, а сквозь него сверкала молния".(25)
Это была не обычная буря, но такая сильная, какой еще не бывало в Египте, и она была вызвана на определенное время. Такая же буря была вызвана, когда нужно было дать Самуилу возможность одержать победу над филистимлянами:
"Но Господь разразился сильным громом над филистимлянами и привел их в ужас и смятение".(26)
Во-вторых, как Ишкур, так и Яхве были эмоциональны и скяонны к вспышкам насилия. В главе 14 Ишкур был опознана в лице плачущего бога Тиауанако. Яхве также был в высшей степени эмоциональным Богом; судя по его собственным словам, он был очень завистлив(27), и часто выходил из себя. Во время Исхода Яхве часто грозился уничтожить собственный народ:
"Вы народ не податливый. Я могу погубить вас, если проведу с вами в пути, хотя бы короткое время"(28).
И Яхве и Ишкур порой оказываются готовы к насилию. В некоторых случаях Яхве приказывал предать смерти своих непокорных последователей(29), а иногда он насылал огонь и мор на ропщущих израильтян(30). Ишкур тоже был склонен предаваться насилию. Символом его культа был бык, и он наводил ужас на всю Южную Америку как знак смерти и разрушения. В некоторых южноамериканских легендах описывается день, когда с неба снизошел ужас, когда "дикие животные" убивали людей. Этот случай я также связываю с Ишкуром и расскажу об этом позже.
Короче говоря, мы видим полное совпадение образов Ишкура и Яхве. Теперь мы также понимаем (после нескольких тысяч лет), в чем были причины необходимости псевдонима "Я Есмь Тот, кто Я Есмь"! И более того, мы теперь можем понять, чем руководствовался Яхве. Вот младший сын Энлиля, сторонники которого в Тиауанако разбрелись по свету, возвращается на родину и видит, что принадлежавшие ему ранее земли в Анатолии захвачены хеттами. Это бог, у которого никогда не было постоянного собственного города и народа, который он мог бы назвать своим. Он возвращается и обнаруживает, что его имя называется всуе и его треплет шайка подхалимов и идолопоклонников.
И наконец, дабы устранить последнюю тень сомнения, мы можем теперь объяснить, почему Господь сказал Моисею: "Никто, увидев меня, не сможет остаться в живых"(31), и почему можно было видеть только "славу" Яхве. Первая причина того, что лица Яхве нельзя было видеть, состояла в том, что израильтяне могли его узнать и выдать тайну его врагам, а другая причина в том, что он в это время отсутствовал и был занят в другом месте.
Ишкур был прежде всего богом двух Америк, и присутствие его в образе Бога Бурь в Теотиуакане (1390 год до РХ) свидетельствует о том, что во время Исхода он постоянно находился именно там. Его отсутствие объясняет, для чего был построен Ковчег Завета, который использовался с 1433 по 1393 год до РХ для поддержания связи с Синайской пустыней. Настало время взглянуть на вещи глазами XX века и признать, что Яхве говорил с Моисеем при помощи радиопередатчика. Ведь в отличие от Вездесущего Бога-Духа боги из крови и плоти не могли находиться одновременно в двух разных местах.
ОТСУТСТВУЮЩИЕ БОГИ
То, что мы рассказали выше, со всей очевидностью свидетельствует о постоянном присутствии богов на Земле в 1500 году до РХ. Разрушение городов на Крите и катастрофа Мохенджо-Даро относятся примерно к 1450 году до РХ. Первое разрушение Мари войском Хаммурапи (1531 год НХ) также, очевидно, должно быть включено в этот список катастроф, вызванных богами. Некоторое время спустя, в 1433 году до РХ, вмешательство богов снова проявляется в некоторых технических аспектах Исхода. Вмешательство Яхве в это время проявляется в упоминаниях об "огненных столбах", которые указывали путь израильтянам(32), об огне и дыме, поднимавшемся при посадке на гору Синай, и о мощном средстве связи, известным под названием Ковчег Завета.
Но очень важно, что Яхве собственной персоной не появлялся ни разу во врем Исхода и продолжал отсутствовать, когда израильтяне пришли в Землю Обетованную — Ханаан. В это время, в XIV веке до РХ, Яхве неизменно передавал свои приказы через посредство Ковчега, и все распоряжения передавались через его эмиссаров, которые в Библии именуются "ангелами". Эти ангелы были совсем не мистическими или эфирными существами, а созданиями из плоти и крови, способными ходить и разговаривать. Это были помощники высших богов. Крылья, с которыми они стали позже изображаться, представляли собой лишь художественную интерпретацию их средств сообщения.
Эти "ангелы" помогали израильтянам, возглавлявшимся Иисусом Навином в завоевании земли Ханаана, начиная с взятия Иерихона в 1390 году до РХ. Падение стен Иерихонских — это реальный факт, подтвержденный ныне археологией. Вполне возможно, что стены развалились благодаря какой-то новой технологии, которая была описана нетехническим языком как "звуки труб".
Яхве велел израильтянам беспощадно истреблять все население захваченных земель(33). Такая беспощадная расправа, по-видимому, объяснялась теми проблемами, которые стали возникать вскоре после смерти Иисуса Навина, когда израильтяне начали жениться на женщинах своих врагов. Такая практика быстро привела к поклонению другим богам, при явном нарушении первой и второй заповедей Яхве. Все это означало преждевременное окончание монотеистического эксперимента Ишкура/Яхве. Земли филистимлян, хананейцев, сидонцев и хивитов остались незавоеванными.
Следует отметить, что в это время, когда Яхве/Ишкур выступал как отсутствующий бог израильтян, другие боги также не вмешивались непосредственно в дела людей.
Так, например, богиня Инанна, которая обычно, куда бы она ни отправлялась, передавала свои функции изображениям богини с голой грудью, после катастрофы на Крите как будто вовсе исчезла.
Подобным же образом ее противник Мардук, по-видимому, также сошел со сцены. Родина Мардука Египет, который когда-то был могучей державой, после ряда инспирированных Яхве "бедствий", стал слабым и уязвимым, а дельта Нила вскоре была занята вторгшимися туда войсками гиксосов. Мы знаем очень мало об этих гиксосах. Единственное, что нам известно о них, это то, что их название означает "вожди чужой холмистой страны". Но согласно моим исследованиям, гиксосы были наверняка хурритами индоевропейского происхождения, вытесненными на юг в результате перенаселенности Леванта. Самым решающим обстоятельством является то, что цари гиксосов держали Египет в подчинении почти 200 лет, и это, по-видимому, означает, что Мардука и его приближенных здесь не было и они не могли выгнать захватчиков.
А тем временем город Мардука Вавилон в Месопотамии также оставался удивительно беззащитным. В то же самое время, когда египетские земли были захвачены гиксосами, сам великий город Вавилон, за который Мардук так жестоко сражался, подвергся неожиданному нападению со стороны хеттов. Хеттский царь Мурсилис вывез из города сокровища, в том числе золотые статуи Мардука и его супруги Сарпанит. В ответ на это богохульство последовало, по-видимому, косвенное вмешательство Мардука, ибо Вавилон был сразу же захвачен касситами. Это был таинственный народ, который внезапно спустился с гор Сагрос. Согласно традиционной хронологии, это произошло в 1595 году до РХ, и касситы господствовали на Ближнем Востоке в течение длительного периода — 438 лет. Такое длительное господство находится в явном противоречии с ничтожным культурным влиянием касситов. Однако если принять новую хронологию Дэвида Рола, то недоумение ученых должно исчезнуть, так как тогда получается, что это событие произошло в 1250 году до РХ и в действительности касситы господствовали менее века.
Происхождение и цели касситов всегда вызывали смущение у историков, так как они не внесли никаких изменений в культуру Вавилонии (которую будто бы завоевали), а просто сохранили все, как было. Но как мы уже видели, касситы были почти наверняка бывшие шахтеры из Тиауанако, а негроидные элементы, как правило, были лояльны к Мардуку. Таким образом, касситы не захватили Вавилон, а скорее заняли его, возможно, по приказу самого отсутствующего Мардука.
Ослабление Вавилона повлекло за собой крупные сдвиги в политическом равновесии восточных земель. Начала нарастать угроза со стороны ассирийцев, которые при Шалменезере I создали свою новую столицу в Нимруде и основали военный пост в разрушенном городе Мари в 1250 году до РХ. Эламиты также оправились от поражения, которое нанес им Хаммурапи. Об этом свидетельствует сооружение великолепного зиккурата в Чога Замбил, посвященного их божеству Иншушинак, что также относится к 1250 году до РХ. Эламиты начали совершать успешные рейды на территорию Вавилонии, а в 1170 году до РХ разграбили сам Вавилон, так же как и город Акар Куф, который был выстроен касситами немного севернее.
Тем временем Египет начал вступать в эпоху ренесанса. XVIII династия фараонов успешно изгнала гиксосов в 1183 году до РХ (НХ). Первым фараоном этой династии был Яхмос — это имя означало "порожденный богом Яхом". Вслед за Яхмосом царствовал ряд фараонов по имени Тутмосы, что означает "порожденный богом Тотом". Это два имени одного и того же бога, ибо Ях означает бог Луны, а Тот тоже, наверняка, был богом Луны.
Хотя веских оснований считать, что такое возрождение Египта объяснялось физическим вмешательством Тота, у нас нет, но все же не исключено, что это было именно так. И действительно, нужно помнить, что Тот был миролюбивым богом — богом компромиссов, он не принимал участие в спорах между богами. Если бы Тоту было позволено вмешаться с тем, чтобы возместить ущерб, вызванный Ишкуром в 1433 году до РХ, то это несомненно случилось бы значительно раньше XII века до РХ. Более вероятно, что XVIII династия фараонов воспользовалась отсутствием бога и изгнала гиксосов своими собственными силами.
Общее заключение, опирающееся на доступные свидетельства, заключаются в следующем: в период с 1450 по 1000 году до РХ боги покинули Ближний Восток (Старый мир) и перебрались в Америку (Новый мир), где мы обнаруживаем следы деятельности богов в Теотиуакане примерно в 1390 году до РХ. Отсутствие прямого вмешательства богов в Старом мире заставляет предположить, что Мардук, Инанна и Яхве (Ишкур) — все были оттеснены на задний план принятием политики невмешательства. Могло ли получиться так, что сразу же после эскалации конфликта, в результате которого были разрушены дворцы на Крите и уничтожен Мохенджо-Даро, старшие боги сумели обуздать молодых воинственных богов?
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ
После 50-летнего поклонения Тоту египетские фараоны снова начали почитать Амона (Мардука). Однако нет никаких оснований думать, что сам Амон физически присутствовал здесь. Напротив, в 1022 году до РХ (НХ) случилось нечто из ряда вон выходящее. Просидев три года на троне, фараон Аменхотеп IV внезапно переменил свое имя на Эхнатон и сделал революционный поворот в сторону монотеизма. Во время правления Эхнатона всякие упоминания о боге Амоне прекратились и были заменены словом "DIN.GIR.A", что должно было, по-видимому, означать поклонение Атону — Солнечному диску.
Понимание этого замечательного периода истории облегчают так называемые "Письма Амарна" — это переписка Эхнатона с его союзниками в Гафете, Ашкелоне, Газе, Ашдоде, Экроне, Иерусалиме и касситском городе Кар-Дуняш. Это были города филистимлян — индоевропейцев, которые правили Левантом из своей конфедерации городов-государств. О том, насколько прочен был этот союз, свидетельствует то, что Эхнатон взял себе в жены как женщину из хурритского народа по имени Таду-Хепа, так и дочь касситского царя Бурнабуряша II.
Эта попытка филистимлян овладеть Египтом обходным путем с помощью Эхнатона продолжалась тринадцать лет. Затем Тутанхамон круто изменил политику Эхнатона и объявил его еретиком. Но за этот короткий период соотношение сил в Леванте существенно изменилось. До Эхнатона Египет начал проводить политику оборонительного экспансионизма и заключил выгодный союз с хурритами. Теперь же Левант превратился в поле сражений между филистимлянами и бродячей армией бандитов, известных под названием "Хабиру". Как убедительно показал Дэвид Рол, этих хорошо организованных бандитов Хабиру, о которых говорится в "Письмах Амарана", возглавлял Давид — будущий царь израильтян и, что еще важнее, — будущий завоеватель Иерусалима.
Кто же обитал в Иерусалиме до того, как его захватил Давид? Согласно "Письмам Амарна", жителями Иерусалима были йебузиты, а их царь был союзником Эхнатона и других правителей филистимлян. Этот союз можно объяснить общими индоевропейскими корнями — царя Иерусалима звали Абдигеба, что означает "слуга Гебы", а Геба была богиней хурритов.
Более того, можно доказать, что йебузиты — это был тот же самый народ, что и гиксосы! Египетский историк Манефон разъясняет, что после того, как гиксосов выгнали из Египта, они ущли оттуда и "построили город в стране, называемой теперь Иудеей... и назвали этот город Иерусалимом". В "Письмах Амарна" говорится, что на языке йебузитов Иерусалим именовался Тианна. Это было данью их частично шумерской культуре. И действительно, в этом названии так явно видны шумерские корни — TI и AN, означают "Жизнь" и "Небо". Это имя так подходит для священного города Иерусалима. Поразительно, что название TI.ANNA так созвучно с Тиауанако — и это наводит на мысль, что йебузиты, возможно, были там раньше надсмотрщиками.
По новой хронологии, Давид захватил Иерусалим в последний год правления Эхнатона, когда Египет был совершенно бессилен в военном отношении. Не приложил ли Яхве руку к завоеванию Иерусалима? То, что Давид так легко захватил город, проникнув в него через систему водопроводных туннелей, говорит, что у него был свой источник информации. Далее, важно и то, что в то время, как соперник Давида царь Саул никогда не обращался к Яхве посредством Ковчега Завета(34), Давид, по-видимому, прибегал к нему. В Книге Самуила I, стих 30, говорится, что Давид пользовался каким-то особым одеянием — ephod, чтобы обратиться к Богу, и вскоре получил от него ответ. Может быть, захват Иерусалима был спланирован сверху заговором богов?
Теперь, задним числом, представляется, что главная цель захвата Иерусалима состояла в том, чтобы построить Храм в честь Яхве. Подробный план этого храма, описанный в Книге Царей I, стих 7, кажется совершенно невероятным, И мне представляется, что здесь преследовались какие-то тайные технические цели, выходящие далеко за рамки намерений воздвигнуть простой алтарь для поклонения отсутствующему богу.
Подозрения в заговоре усиливаются, когда мы установим дату построения "храма" Соломоном — 953 год до РХ35. Ведь в 952 году до РХ (НХ) Мардук/Ра вновь появился в Египте! После длительного перерыва, продолжавшегося, по моим оценкам, 450 лет, фараон вдруг принял имя Рамсес — что означает "порожденный богом Ра". Затем, в 936 году до РХ (НХ), его сменил самый знаменитый из всех когда-либо правивших фараонов — Рамсес II (Рамсес Великий). И первое, что совершил Рамсес Великий, после того, как он оттеснил хеттов к Кадишу, он разграбил Иерусалим! Разграбление "сокровищ храма" произошло в 925 году до РХ (НХ), как раз через 21 год после того, как храм был завершен(35).
Если только не считать это простым совпадением, мы неизбежно придем к следующему заключению: Яхве/Ишкур нарушил принятую богами политику невмешательства и был наказан за это соответственным вмешательством Мардука (при посредстве Рамсеса). Из Библии видно, что при этом использовался Ковчег Завета, чтобы держать Яхве в курсе событий. И возможно, что успешная кампания Давида, который способствовал ослаблению Египта при Эхнатоне, предоставила ему соблазнительную возможность восстановить свою власть в Старом мире. И что можно было выбрать в качестве лучшей цели, чем Иерусалим, в котором раньше располагался центр воздушной связи богов и который, безусловно, был еще более священным городом, чем даже сам Вавилон.
ТАЙНА АССИРИИ
200 лет спустя следующей важнейшей вехой в истории Иерусалима был 689 году до РХ. В это время в Старом мире владычествовали ассирийцы. Они покорили вавилонян и эламитов и выселили израильтян из их северного царства — Самарии. Тем временем хурриты наконец покинули Левант ради более мирной жизни на северо-востоке возле озера Ван. Казалось, никто не может противостоять ассирийской военной мощи, и вскоре она достигла своего апогея, когда ассирийцы, вначале при Ассаргадоне, а затем Ашшурбанипале, вторглись в Египет.
Кто такие были ассирийцы и почему они вдруг приступили к осуществлению такой широкой экспансионистской программы? Первоначально этот народ пришел из Шумера — они были преимущественно сторонниками Инанны. Но это было тысячи лет назад, а теперь они исповедовали религию, основанную на первой святой троице. Их бог, по имени Ашшур, состоял из триады — Анар, Бель и Эа (шумерские Ану, Энлиль и Энки). А ступенькой ниже в пантеоне ассирийцев располагалась другая, второстепенная триада — Син, Шамаш и либо Рамман, либо Иштар.
То, что ассирийцы веровали в древнюю троицу шумерских богов, видимо, означает, что они не пользовались непосредственной поддержкой кого-то одного из богов: отсутствие вмешательства богов в ассирийские дела подтверждает предпринятая ассирийским царем Сеннахерибом в 689 году до РХ попытка взять штурмом Иерусалим. Именно тогда Сеннахериб богохульно похвалялся, что могучая ассирийская армия сильнее любого бога! Но едва лишь Сеннахериб произнес эти богохульные слова, как боги дали о себе знать.
"В эту ночь Ангел Господень снизошел и умертвил 185 тысяч человек в лагере ассирийцев"(37).
И на этот раз посланцы богов, а не сами боги, выполнили это поручение. Было ли истребление ассирийцев, как это описывается в Библии, реальным историческим событием, еще одним примером использования богами смертоубийственной техники? Есть одна важная деталь, которая, возможно, указывает, что это было именно так. Перед тем как ангелы напали на лагерь ассирийцев, царь Иерусалимский подошел к аппарату связи, который именовался Ковчегом Завета (к тому времени он уже был постоянно установлен в Храме, и его именовали "Господь"), и сказал:
"О, Господи, Бог Израиля, ты, восседающий среди херувимов,
услышь слова, которые прислал Сеннахериб, чтобы оскорбить Бога живого…".
В том же году, когда произошло это ужасное нападение на Иерусалим, Сеннахериб столкнулся с последним из ряда мятежей своих ставленников в городе Вавилон. На этот раз его солдаты варварски разграбили Вавилон. Но даже этот беспощадный акт подавления не смог заставить Вавилон смириться, и 50 лет спустя он снова восстал. Именно в это время Ассирийская империя таинственным образом угасла.
С 639 года до РХ сведений об истории Ассирии нет. И нет никаких объяснений этого странного исчезновения. Падение империи совершилось потрясающе неожиданно.
Но кто именно скрывался за кулисами падения Ассирии? Некоторый свет на это бросают имена мятежных царей Вавилонии. Главным зачинщиком мятежа был Набупалассар, которого сменил на царстве его сын Навуходоносор — в обоих именах содержится имя бога Набу — сына Мардука.
Возможно, боги вмешались, чтобы положить конец тирании надменных и невежественных ассирийцев? Возможно, ассирийцы переполнили чашу терпения богов? Одним из последних действий ассирийцев был разгром в 640 году до РХ Эламского царства (где поклонялись богу Нинурте), а перед этим (в 664 году до РХ (НХ)) они вторглись в Египет. Таким образом, у ассирийцев было мало союзников среди богов.
Пока историки не дали никаких иных объяснений внезапному падению Ассирийской империи, нам не остается ничего иного, кроме как серьезно рассмотреть возможность прямого или косвенного участия в этом бога Набу.
ИЕЗЕКИИЛЬ И НОВЫЙ ХРАМ
Мы, возможно, так никогда и не узнаем, оказывал ли Набу помощь Вавилону, но что мы действительно знаем, так это то, что вавилоняне старались овладеть городом-соперником Иерусалимом. В 597 году до РХ в Иерусалиме стали царствовать ставленники вавилонян, а израильская элита была отправлена в ссылку. Потом, в 586 году до РХ, произошло крупное восстание израильтян, которое было беспощадно подавлено вавилонским царем Навуходоносором II. Он сжег Иерусалимский храм, разрушил городские стены и строения и вывез из города его сокровища. С другой стороны, во время правления этого царя город Вавилон достиг небывалого расцвета, тогда-же были созданы знаменитые Висячие сады. Удивительно, что соперничающие между собой боги допустили, что эти два города — Иерусалим и Вавилон — постигла столь различная судьба.
Среди высланных в 597 году до РХ из Иерусалима в Вавилон израильтян бы один священник по имени Иезекииль — тот самый, о "видениях" которого с летающими космическими кораблями было рассказано в главе 1. Чрезвычайно точное техническое описание, данное Иезекиилем, свидетельствует о том, что это были реальные события. В 572 году до РХ Иезекииль был подхвачен "ветром" Господним и перенесен к "храму"(39). По тексту Библии создается впечатление, будто он был перенесен к Храму Соломона в Иерусалиме, но в действительности этот храм был уже 14 лет как разрушен. Кроме того, некоторые детали, описанные Иезекиилем, например, река, текущая к морю, явно доказывают, что речь здесь идет не о Иерусалиме. Наконец, когда читаешь библейский текст в оригинале на древнееврейском языке, становится очевидным, что эти места были Иезекиилю совершенно не знакомы. Так, где же находился этот храм, куда перенесся Иезекииль?
Храм, полностью отвечающий описаниям Иезекииля, находится в Чавин-де-Уантаре в Андах! Многие ученые отмечали поразительные совпадения ряда деталей между Чавином и библейским описанием. И прежде всего, отмечалось, что Чавин расположен очень высоко в горах — на высоте 10 430 футов (3476 м). Второе обстоятельство — это то, что Чавин точно ориентирован на стороны света, так, что его главные ворота смотрят на восток, именно так, как описывает Иезекииль. Наконец, Иезекииль видел реку, которая протекала из-под южного порога храма, текла на восток и, наконец, впадала в море. Как говорилось в главе 3, при раскопке в Чавине была обнаружена сеть подземных каналов, при помощи которых вода забиралась из реки Вачекса, проходила через селение и впадала в реку Мосна, огибающую бассейн на его южной стороне. Затем эта река впадает в реку Пучка, та, в свою, очередь впадает в Маранон, а та, наконец, в Амазонку, текущую на восток и впадающую в море, точно так, как это описано у Иезекииля.
Поразительный вывод из этого таков, что Яхве намеревался построить в Перу копию своего храма в Иерусалиме, который был разрушен за 14 лет до того. Его амбициозные планы, по-видимому, выходили далеко за пределы Чавина — иначе, зачем бы ему было переносить Иезекииля на расстояние в тысячи миль и перечислять ему такое множество точных замеров храма в Чавине? Намерения Яхве были вполне ясно изложены в стихе 43 Книги Иезекииля:
"Теперь, сын человеческий, расскажи людям Израиля о Храме и его устройстве. Если им станет стыдно за дела свои, позволь им увидеть красоту Храма, научи их всем построениям, правилам и законам Храма, запиши все это, чтобы они все видели, и тогда они подчинятся всем законам и правилам Храма и будут жить по ним"(40).
Если мы не верим, что все это просто совпадения, то в результате анализа становится ясно, что это была драматическая попытка Ишкура/Яхве восстановить свой авторитет среди богов, возможно, вдохновленная столь различными судьбами Иерусалима и Вавилона. Чем кончилась эта попытка? Насколько нам известно, соотечественникам Иезекииля так и не удалось построить копию храма в Чавине, согласно его указаниям. Что же касается самого Чавина, то до сих пор неизвестно, что там может скрываться под землей, — возможно, там находятся какие-то разрушенные сооружения, поверх которых в период с 500 по 200 год до РХ были построены новые здания. Было бы особенно интересно провести раскопки под центральной площадью с бассейном.
Что же в действительности представлял собою храм, построенный Ишкуром в Чавине? Если рассматривать в качестве путеводителя библейский рассказ о Иерусалимском храме, то оказывается, что речь идет не о храме в обычном понимании, а о каком-то техническом сооружении специального назначения.
Возможно, ключом в данном случае может служить изображение на стеле Раймонда в Чавине, которое было сделано, как полагают, приблизительно в 500 году до РХ, когда он стал священным центром, вскоре после прибытия Иезекииля. На стеле изображен бог Ишкур в образе быка, стоящий у основания механизма, который мы, в наше время, сочли бы стилизованным изображенем ракеты...
ДЕНЬ ЯГУАРА
Теперь я хотел бы остановиться на культуре, легендах и артефактах Американского континента, в которых содержится память о беспощадном истреблении людей их богами. Я попытаюсь показать, что эти традиции коренятся в событиях, происходивших в Чавин-де-Уантаре в VI веке до РХ.
Самый известный ацтекский артефакт — это большой "солнечный камень", найденный в столице ацтеков Теночтиптлан и находящийся теперь в музее Мехико-Сити. Четыре прямоугольные панели, окружающие центральную сцену, представляют, по-видимому, 4 большие эпохи (или 4 "солнца") истории ацтеков. Каждая такая эпоха олицетворяется явлением, которое привело ее к гибели. Согласно ацтекской традиции, первая эпоха была уничтожена водой, вторая — сильными ветрами, третья — землетрясениями и бурями, а четвертая — ягуаром. Ацтеки считали, что они живут в пятом "солнце", вначале которого они, под водительством своего бога Уицилопотчли, пришли на свою нынешнюю землю.
Предпринималось немало попыток подтвердить значение ацтекских "солнц", и все эти попытки не удавались из-за того, что спорными были сроки окончания каждого периода. Мне кажется, что датировка первых трех "солнц" чрезвычайно проста. Первое "солнце" завершилось из-за воды, что означает, что его конец совпал с Вселенским потопом в 10983 году до РХ. Конец второго "солнца "ознаменовался "ветром", что символизирует произошедшее в 2224 году до РХ ядерное опустошение в странах, откуда пришли первые посееленцы в Америке. А третье "солнце" закончилось землетрясениями и бурями — то есть космическими потрясениями 1390 года до РХ, которые привели к остановке вращения Земли и вызвали крупный "град", обрушившийся с неба(41). Ацтекская легенда гласит, что в начале четвертого "солнца", то есть около 1390 года до РХ, пришел пернатый бог Кецалькоатль. Это согласуется с моей версией, что боги перебрались в Новый мир после климатических потрясений, произошедших приблизительно в 1450 году до РХ.  Вскоре после 1390 года четвертое "солнце" завершилось эпохой ягуара. Это событие отмечалось во всей Америке различными религиозно-культовыми обрядами с участием разнообразных диких зверей. Так, например, жрецы майя часто изображаюсь одетыми в шкуру ягуара, а одного, самого знаменитого жреца, звали Балам, что на местном диалекте означает "Ягуар". Специалисты полагают, что культ ягуара зародился в Чавин-де-Уантар, где, согласно изданию Национального географического сообщества, "жители поклонялись ягуарам и другим хищникам джунглей как богам". Этот культ отражается и в графике Чавина, где изображаются свирепые быкообразные звери с оскаленными клыками.


Легенда о ягуаре хронологически связана с другой легендой, в которой рассказывается о том, как во времена хаоса и междоусобной войны богов "дикие звери" одолели людей. Эта легенда о "диких зверях" воспроизводится в многочисленных высеченных на камне загадочных рисунках, которые постоянно ставили ученых в тупик. Особенно характерный пример — "монумент №27" в Эль-Бауле в Гватемале. На этом монументе изображена фигура, изрыгающая из пасти огонь, — она держит в каждой руке что-то вроде гранаты. У этого существа человеческое туловище и звериная голова в шлеме с выпученными глазами и оскаленными зубами. У ног его скорчилась маленькая фигурка человека, приносящая ягуару жертву.
Неподалеку от Эль-Баула — в Санта-Лючия-Коцумалуапа — подобная же сцена жертвоприношений изображена на стеле, ныне экспонирующейся в Берлинском музее. На этой стеле видно, как люди разных рас смотрят в небо и приносят летящему богу какую-то жертву, опознать которую невозможно. Этот образ летящего, или спускающегося с неба бога представляет обычный и распространенный мотив поздней центральноамериканской культуры — два таких образца показаны на рис. 40. Хотя специалисты обычно обозначают эти рисунки как "заходящее солнце" или "боги-пчелы" (и это на полном серьезе!) скорее следует воспринимать эти рисунки как угрозу с неба.
Такая же угроза с неба отражается в изображениях в ацтекской столице Эночтитлан, где археологи раскопали две большие статуи, охраняющие Храм Орлов. Эти величественные статуи изображают ужасных человеко-птиц (или богов) — их человеческие лики выглядывают из-под клювов гигантских орлов.


Эта тема художественного соединения человека и животного (так называемый зооморфизм) постоянно возникает в древнеамериканской культуре. В Квириге — селении майя в южной Гватемале имеется музей под открытым небом, где находится одна из самых богатых коллекций каменных изваяний. Зооморфические изображения на этих камнях дополняются еще одним мотивом — изображениями машин. Приведем впечатление одного из посетителей этого музея:
"Здесь изображено огромное чудовище неизвестного вида со страшными острыми зубами. Оно держит в пасти голову или туловище человека. Но впечатление такое, что оно не пожирает человека, а скорее человек пользуется чудовищем для передвижения "(курсив мой. — А.Э.).
В Сан-Агустино, в Колумбии, в нескольких селениях обнаружены образцы неизвестной культуры, среди которых — 320 монолитных каменных скульптур. Эти скульптуры так ужасны, что в 1758 году н.э. один францисканский священник назвал их "работой дьявола". К счастью, они все же сохранились и теперь представляют один из самых редких на свете музеев под открытым небом. Многие из этих статуй двухэтажные, как, например, изображенная на рис. 41. Здесь изображен 6-футовый (2 м) человек-ягуар, над которым возвышается птица-ягуар с оскаленными зубами. В другом месте видна ужасная фигура, сидящая под каменной крышей, а на шее у нее висит человеческий череп. Многочисленные другие статуи изображают чудовищ, засовывающих в пасть маленьких человечков! В одном из учебников подводится итог мнениям ученых об изображениях в Сан-Агустино:
"Самые потрясающие скульптуры — это изображения людей в образе орлов и, в частности, с когтями, что ученые связывают с проявлениями шаманизма культа ягуара".
Еще один пример фантастического сочетания машины с человеком обнаружен на побережье Перу. Маленькая керамическая фигурка культуры Моче изображает животное-монстра на двух ногах с трубой на голове, выглядящей как какая-то деталь машины. Это чудище изображено в тот момент, когда оно обезглавливает человека. Такие изображения встречаются в этом районе во множестве.
Ольмеки Центральной Америки, похоже, также подверглись нападениям диких животных. Археологи полагают, что ольмеки в селении Теопантекуанитлан были поклонниками культа ягуара, и некоторые специалисты именуют их "народом ягуара". В ольмекском искусстве часто встречаются статуэтки, изображающие детей с зарубкой на голове и пастью с оскаленными зубами.


Что хотели нам сказать всем этим древние худджники? Может быть, на них с небес обрушился, страх и они изображали в виде "диких зверей" богов, нападающих на человека с воздушных кораблей? Иначе говоря, возможно, человек в Америке был втянут в войну между богами?
Не подлежит сомнению, что как в южноамериканской, так и в центральноамериканской культурах сохранилась память о победе, одержанной партией богов Энлиля над Энки в сравнительно недавнем прошлом. Государственная эмблема современной Мексики — это орел, держащий в клюве и раздирающий когтями змею. Известно, что змея была символом Энки.
В землях майя была обнаружена маска, изображающая бога-ягуара, который крепко сжимает зубами змей (рис. 42).
А в Сан-Агустино, в Центральной Колумбии, самая большая статуя представляет птицу, которая клюет змею. Все эти изображения выражают определенную символику.
В духе такого же символизма выдержана пирамида в Чичен-Ице. В 5 часов пополудни в дни весеннего и осеннего равноденствия вниз по пирамиде движется тень, похожая на извивающуюся змею. Достигнув основания пирамиды, она снова поднимается наверх. По замыслу, это должно изображать змеиного бога, спускающегося на землю, а затем снова удаляющегося. А в то же время внутри пирамиды наверху узкой лестницы толтеки построили небольшой храм богу-ягуару. И опять же это можно истолковать как знак превосходства ягуара над змеями Энки.
Когда происходила эта война богов? Пятое "солнце" ацтеков, отмеченное знаком ягуара, началось некоторое время спустя после окончания четвертого "солнца" в 1390 году до РХ, но когда точно? Не можем ли мы связать это хронологически с Ишкур/Яхве, с разрушением Иерусалимского храма и с посещением Иезекиилем нового храма в Чавине?
Первое указание мы находим в ацтекской легенде. Ацтекский бог войны был известен под именем Уицилопочтли. Обычно его изображали с каким-то ужасным оружием в руках. Согласно одной легенде, он победил в битве против 400 малых богов. В другой легенде, возможно описывавшей то же событие и того же бога, говорится, что бог по имени "Дымящееся зеркало" сражался в Туле, к северу от Теотиуакана, с пернатым змеем, богом Кецалькоатлем, и затем сокрушил его царство. При раскопках Теотиуакана археологи повсюду находили изображение Бога Бурь Ишкура, а это свидетельствовало, что Ишкур и Уицилопочтли — это один и тот же бог-победитель.
Легенда о "Дымящемся зеркале" совпадает с другой легендой, согласно которой, когда начались войны между богами, Кецалькоатль покинул Центральную Америку. Он, вместе с группой своих последователей, направился из Тулы в Юкатан, а оттуда поплыл по морю на "змеином плоту" в восточном направлении. Это событие — одно из самых значительных в истории Америки, так как Кецалькоатль, отбывая, обещал возвратиться. Дата возвращения была установлена по Священному календарю в 260 дней, который, в сочетании с календарем в 365 дней, составлял священный период в 52 года. Таким образом, народы всех центральноамериканских культур отсчитывали годы и ожидали возвращения Кецалькоатля каждый раз, когда истекал 52-летний цикл.
Поскольку обещание Кецалькоатля вернуться имеет величайшее значение для священного периода, то весьма вероятно, что 260-дневный Священный календарь (на котором основывается священный период) пришел в действие в день его отбытия. Поэтому весьма важно, что самой ранней датой священного периода в Мексике является 500 год до РХ, что означает, что Кецалькоатль, по-видимому, покинул Центральную Америку в 552 году до РХ. Может ли быть просто совпадением, что эта дата, ознаменовавшаяся битвой богов, отделена всего лишь 18 годами от появления Иезекииля в Чавине? Другие хронологические свидетельства мы получаем из археологических изысканий. Хотя датировка событий довольно туманна, установившаяся хронология для Сан-Агустино и Чавин-де-Уантара в обоих случаях совпадает со временем 550 год до РХ, что соответствует самой ранней дате возникновения культа ягуара. Этот период абсолютно точно совпадает с явлением, называющимся Эль-Ниньо и породившим глубочайшие социальные и культурные сдвиги в Южной Америке. В частности, например, в какой-то момент поселения на побережье Перу вдруг зачахли, тогда как Чавин, напротив, внезапно возник в качестве мощного религиозного центра. Археологи не могут точно сказать, что такое Эль-Ниньо, но если мы соберем вместе все свидетельства, то станет очевидно, что за этим явлением скрывалась война богов, а Чавин-де-Уантар был катализатором, способствовавшим возникновению войны.
Как было втянуто в эту войну человечество? Мы, конечно, не знаем этого точно, но возможно, что ключ к разгадке находится в храме Чавина. Как говорилось в главе 3, каменный монумент El Ьапгоп был помещен в самую сердцевину храма, чтобы защитить его от неизвестного противника. Стены храма были устроены таким образом, чтобы в него не могли проникнуть люди высокого роста. Кто же был этот противник? Не мог ли это быть отряд негров, прибывших в Чавин приблизительно в 1450 году до РХ? В сохранившейся еще со времен до инков легенде, которую мы приводили в предыдущей главе, говорится, что некогда в сторону гор прошли "великаны", которые низвергли своего бога и были затем уничтожены. Возможно, это был народ — ближайший родственник ольмеков, который Ишкур заставил строить свой "храм", а затем они стали его разрушать. Если этот акт саботажа был вызван подстрекательством со стороны кого-то из богов-соперников, то нетрудно понять, почему в разгоревшийся конфликт были втянуты как люди, так и боги.
Такой анализ приводит нас к заключению, что это Ишкур/Яхве напустил на людей диких животных, и эти события надолго остались неизгладимым впечатлением у оставшихся в живых.
Среди тех, кто остался в живых, наверняка были предки ацтеков, прославившиеся своими кровавыми ритуальными жертвоприношениями, которые кажутся нам теперь столь дикими. Однако я лучше понял ацтеков, рассмотрев один из их культовых кинжалов. Этим кинжалом вырезали сердца у людей, которых приносили в жертву, и рукоятка его украшена изображением Бога Бурь!
ДРУГОЙ НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК
В то время как в Америке дикие животные истребляли людей, Вавилонское царство находилось при последнем издыхании. Его последний правитель Набонид взошел на трон в 555 году до РХ. В обстановке всеобщего разочарования, несомненно вызванного продолжающимся отсутствием богов, Набонид провозгласил Наннар/Сина верховным богом. Но это была лишь отчаянная попытка обратиться за помощью к отсутствующему богу, — Наннар/Син не помог Вавилону отразить нападение персидской армии под командованием Кира в 539 гоу до РХ. Не помог Вавилону и Мардук, или Набу. Смена власти произошла подозрительно гладко.
Так началась новая эпоха в истории человечества. Шумерская, вавилонская и ассирийская державы угасли. Через 14 лет династиям египетских фараонов также положили конец персы. Впервые за всю историю человечества возникла империя не хамитского и не семитского корня, так как персы и мидийцы (их вассальные союзники) происходили от колена третьего сына Ноя — Иафета. Когда Персидская империя уступила место Александру Великому в 330 году до РХ, это было опять же царством колена Иафетова. И с тех пор вовеки власть в мире вершилась от имени потомков Иафета.
Эпоха Кира знаменовала собой также поворотный пункт в истории мировой религии. Все народы, покоренные в свое время Вавилоном, в том числе и евреи, получили разрешение вернуться к поклонению своих прежних богов и восстановить свои храмы. Таким образом, Кир способствовал возникновению новой эры язычества, основанной на поклонении богов-идолов, которых люди не знали уже тысячи лет. Но все эти боги были подчинены Ахурамазде, "богу правды и света", который изображался как небесное, а не земное существо.
Эта новая эра религиозной свободы открыла путь для появления новых мощных религий, представлявших для человечества уникальный опыт. В 550—500 годы до РХ идолопоклонство начало выходить из моды, и некоторые крупнейшие мировые мыслители начали искать какие-то более высокие духовные сферы, выдвигая новые идеалы, такие как мир и сострадание. Нельзя недооценивать того влияния, которое оказывал в это время Будда в Индии и Конфуций в Китае. Отметим, что Будда считал богов просто существами из плоти и крови, которым вовсе не следовало поклоняться, так как у них существовали те же проблемы, что и у человека. И поэтому он стремился к духовному просветлению или к нирване, являвшейся понятием более высоким, чем боги:
Было ли простым совпадением, что все эти политические и религиозные сдвиги произошли сразу же после войны богов, происходившей на противоположной стороне земного шара? Не был ли змеиный бог, который был вынужден покинуть Америку в 550 году до РХ, каким-то образом связан с этими переменами? Свидетельства показывают, что змеиным богом был Энки и что действительно он возвратился в это время на Азиатский континент.
Прозвище Энки — Эа — означало в переводе "Тот, чей дом находится в воде". Ученые считают, что его можно также идентифицировать с мифическим Оаннесом, человеком-амфибией, который появился из Эритрейского моря и выучил шумеров цивилизации. Присутствие Энки в Центральной Америке подтверждается звучанием слова "уаанна", на языке майя — это слово практически идентично слову Оаннес и тоже означает "тот, чей дом находится в воде". Как раз напротив берега Юкатана, откуда Кецалькоатль будто бы покинул Центральную Америку, находится остров под названием Джайна. Ица — народ, который позже населял этот район (и дал свое имя селению Чичен-Ица), считал, что остров Джайна был последним пристанищем Ицанна — бога народа Ица. И опять-таки, слово Ицанна также обозначает "Тот, чей дом находится в воде". Согласно легенде, Кецалькоатль, или же Эа/Энки, отплыл с острова Джайна на "змеином плоту" в восточном направлении.
Этот же самый "змеиный плот" и этот же самый бог оказались в 500 году до РХ в Непале, в священном месте, именуемом Будханильканта! Статуя бога, известная под именем "Спящий Вишну" (бог возлежит в бассейне на ложе из змей), представляет собой загадку даже для специалистов по индуистской религии: с одной стороны, здесь присутствуют все особенности бога Вишну, а с другой, имя Будханильканта означает "Старое синее горло", а это имя другого бога — Шивы. Все это выглядит для меня странным противоречием, так как Вишну считается богом-охранителем, а Шива, напротив, разрушителем. Что бы ни означал такой дуализм, статуя на плоту из змей — это определенно Вишну, а этого бога в Непале обычно называют "Нараян". Имя Нараян означает "Тот, который присматривает за людьми", и, как это ни удивительно, его другое имя — "Тот, чей дом находится в воде"!
Таким образом, представляется, что Энки (возможно, вместе со своими последователями) был вынужден покинуть Южную Америку приблизительно в 550 году до РХ и вернулся в Азию. Очень возможно, что в связи с этим драматическим перемещением боги из партии Энки решили очистить Ближний Восток от соперничающих между собой семитских и хамитских держав, которые так жестоко сражались между собой в течение 1500 лет, и создать Новый Мировой порядок, поддержав империю иафетических народов.
ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ ПЯТНАДЦАТОЙ
• Нарастающий конфликт между Мардуком и Инанной привел примерно в 1450 году до РХ к разрушению города Мари, Крита и Махенджо-Даро. Этот конфликт повлек за собой широкие миграционные движения, в особенности в Америку. Боги также решили переместиться в Новый мир и согласились придерживаться политики невмешательства в Старом мире.
• Яхве — Бог из Ветхого Завета — был богом из плоти и крови, которого шумеры знали как Ишкура. Яхве нарушил соглашение о невмешательстве, попытавшись построить новое монотеистическое царство израильтян в Ханаане.
• Ишкур/Яхве использовал царя Давида, чтобы вернуть себе Иерусалим, где находился ранее диспетчерский контрольный центр воздушных связей. "Храм", который был построен в Иерусалиме в 953 году до РХ, не был храмом в обычном смысле слова. Он был разрушен Рамсесом по приказу Мардука.
• В 572 году до РХ Иезекииль был перенесен в новый "храм" Чавин-де-Уантар. Планы бога Ишкура в отношении Чавина и дальнейшего воспроизведения этого храма в других местах были нарушены инцидентом в Чавине, из-за которого в Америке, приблизительно в 550 году до РХ, возникла война между богами.
• В результате этой войны в 539 году до РХ группа богов переместилась в Азию и, возможно, составила план, как создать Новый Мировой порядок.
ГЛАВА 16
БОГИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ НИБИРУ
Примерно в 200 году до РХ планета Нибиру в очередной раз, как каждые 3600 лет, возвратилась в глубины Солнечной системы. Это было самое последнее ее посещение: до того она побывала здесь в 11000 году, в 7400 году и 3800 году до РХ.
Если бы мы могли вернуться назад, в прошлое, и наблюдать последнее появление Нибиру, что мы увидели бы? Согласно древним записям, Нибиру появляется из глубин Вселенной и облетает вокруг Солнца по орбите, расположенной за планетой Марс, на значительном удалении от Земли. Если бы Нибиру была достаточно велика, то мы увидели бы ее как очень яркую звезду, подобно планете Венера, появляющейся на небе как "Утренняя звезда". Но достаточно ли велика Нибиру? По расчетам астрономов, она примерно в 3 раза больше Земли, и, следовательно, также втрое превосходит Венеру. Но ее величина не компенсирует ее значительно большую удаленность от Земли, и поэтому, по сравнению с Венерой, Нибиру показалась бы лишь крохотной точкой света. Эта световая точка казалась бы неподвижной, но в действительности она в течение нескольких лет медленно перемещалась по небу. В общем, планету Нибиру будет нелегко разглядеть. Таким образом, наше путешествие в прошлое оказалось бы напрасной тратой времени, так как мы не увидели бы ничего, если не знали бы заранее, когда и куда смотреть.
Знали ли астрономы в 200 году до РХ, куда нужно смотреть? Я почти убежден, что остатки астрономических познаний шумеров за прошедшие 3600 лет сохранились, и вполне вероятно, что возвращения Нибиру с нетерпением ожидали, что за планетой следили древние китайские и вавилонские астрономы. Почему же в таком случае не было обнаружено никаких астрономических записей таких наблюдений? Скорее всего, это объясняется тем, что многие древние записи не были правильно переведены. А кроме того, в мире ученых постоянно преобладало нежелание признать их научное значение.
А в тех немногих случаях, когда ученые пытались сопоставить содержание китайских и вавилонских текстов с данными современной астрономии, они обычно сосредотачивали свое внимание на не вызывающих сомнений кометах, орбиты которых научно рассчитаны. И даже если кто-либо из ученых находил запись с описанием появления "звезды" под названием Нибиру, звезды, которая медленно двигалась и затем, несколько лет спустя, исчезала, то это отвергалось как некая аномалия, ибо не существовало признанной научной теории насчет "звезды", которая движется сама по себе. И поэтому ни у кого из ученых не было никакого желания довести до нас такое интересное открытие!  
В свете сказанного выше у нас нет оснований полагать, что Нибиру не появлялась в указанное время. В конце концов, свидетельства, приведенные в главе 7, показывают, что она вращалась вокруг Солнца 4 миллиарда лет, так что трудно предположить, что она не явилась на последнее свидание!
Кроме того, в 200 году до РХ произошло два весьма значительных события. Первое произошло в культовом центре Чавин-де-Уантар, который постоянно функционировал со времен инцидента в Храме, произошедшего почти 400 лет назад. Один ученый пишет:
"Около 200 года до РХ культура Чявина внезапно пришла в упадок. Специалисты до сих пор не могут уяснить себе причины этого явления".
Одновременно такие же сдвиги происходят и в Теотиуакане, где прекращается производство, и "город богов" превращается в город людей:
"Примернно в 200 году до РХ те, кто правил в Теотиуакане, кто бы они ни были, собрались и уехали, и он стал городом толтеков".
Свидетельства показывают, что боги покинули Новый мир одновременно с возвращением Нибиру. И действительно, с 200 года до РХ мы не находим никаких явных признаков физического присутствия богов на Земле. Там и сям могут появляться яркие огни, возникают видения и совершаются чудеса, но ничего похожего на прямые личные контакты богов с людьми, как это бывало раньше, на протяжении 200 тысяч лет более нет.
Нам очень важно отметить, что возвращение Нибиру в 200 году до РХ ознаменовалось исключительным моментом в истории:
это бьш первый случай, когда ее прохождение по орбите совпало (приблизительно) с окончанием прецессионного периода в 2160 лет(2). Не является ли это символическое событие объяснением того, что с тех пор не было видимых признаков присутствия богов на земле? Возможно, главный бог Ану воспользовался этой возможностью, чтобы приструнить враждующих богов на земле? В этой главе я высказываю предположение, что боги действительно приняли решение отстраниться от человеческих дел.
Вернулись ли боги на Нибиру, отправились ли они куда либо еще или же замкнулись на своих делах, оставаясь на Земле? Куда бы они ни направились и где бы ни находились сейчас, не следует думать, будто они навсегда отстранились от дел. Все действия богов всегда, со времени Потопа, определялись периодами господства, которые, в свою очередь, определялись прецессионными циклами по 2160 лет. Согласно анализу, проведенному мною в главе 11, в нынешнюю эпоху Рыб власть принадлежит малоизвестной богине Эрешкигаль, которая никогда особенно не стремилась к власти. И следовательно, возможно, человечество переживает ныне период "расслабления", который может закончиться с наступлением нового прецессионного периода Водолея. В конце этой главы я вернусь к определению этой новой эры и возможным последствиям ее для человечества.
ЗВЕЗДЫ НА ВОСТОКЕ
Любопытно, что нынешний прецессионный период, символом которого является знак зодиака с изображением Рыб, совпадает с эрой христианства, с его почти идентичным знаку зодиака символом Рыбы. Я не считаю, что это просто совпадение. В Новом Завете время рождения нового мессии Иисуса было определено по звездам. Библейские волхвы(3) (мудрецы) были не астрологами, как считается в некоторых религиях, а астрономами:
"...с востока в Иерусалим пришли мудрецы. Они спросили:
"Где новорожденный Царь Иудейский? Видели мы, как звезда Его воссияла на небе, и пришли, чтобы поклониться Ему"(4).
Согласно библейскому повествованию, мудрецы увидели на востоке звезду, движущуюся на запад. Они следовали не за звездой, а за знаком, означавшим начало нового прецессионного периода, так как в это время истекало 2160 лет со времени обусловленной даты возвращения Мардука в Вавилон.
Иногда пытаются создать впечатление, что мудрецам указывала путь движущаяся звезда (а некоторые полагают, что это была летающая тарелка), но в действительности скорее всего это лишь мифологическое украшение повествования. Диалог мудрецов с царем Иродом показывает, что они искали ребенка, родившегося в определенное время:
"И тогда Ирод призвал мудрецов и спросил у них, когда появилась звезда в небе?.. Он приказал убить всех младенцев мужского пола в Вифлееме и в округе, от двух лет и младше, определив возраст из того, что сказали ему мудрецы"(5).
Такую жестокость можно объяснить тем, что Ирод знал о еврейском пророчестве, будто должен появиться Мессия, который свергнет иго римлян и воцарится в возрожденном царстве Израиль. Таким образом. Ирод действовал так жестоко, чтобы устранить политическую угрозу и предотвратить возможный военный мятеж.
Почему евреи так верили в пришествие Мессии? По-видимому, многие современники Иисуса жили в страхе перед "концом света" и наступлением Апокалипсиса. Время и обстоятельства появления Иисуса в конце прецессионного цикла, а также его пророчества о втором пришествии в конце эры и о наступлении новой эры — все это основано на Священном календаре богов, исходившем из смены прецессионных циклов. Действительно, знаки зодиака были широко распространены в земле назаритян в I веке н.э.
Как мы увидим далее, значение прецессии, а также 3600-летнего цикла обращения Нибиру представлены в традициях Библии и Корана. Эти две священные книги являются главными устоями монотеистической идеи, которая довлеет в нашем мышлении на протяжении более тысячи лет; но не лежит ли в их основе, в конечном счете, традиция многобожия? Но прежде чем мы начнем обсуждение этого вопроса, необходимо завершить наш обзор мировой истории кратким рассмотрением того, как возникли христианство и ислам.
Как указывали многие комментаторы, личность Иисуса была оттеснена на задний план возникшим под его именем мощным религиозным движением, и поэтому в ряде случаев бывает очень трудно отделить факты от мифов. Тем не менее, к некоторым мифам можно относиться с определенным доверием. Один из таких мифов раскрывается в работе Карена Армстронга, где говорится, что Иисус никогда не утверждал, будто он Сын Божий, а называл себя только сыном человеческим". Второй миф был разоблачен Байджентом, Лейгом и Линкольном (среди прочих), которые убедительно показали, что Иисус никогда не намеревался создавать новую религию. Ученые подчеркивают, что основы христианства были заложены не Иисусом, а Павлом, который, со всем своим миссионерским пылом, принялся нести "слово" по свету. Что же это было за "слово", которое проповедовал Павел? По мнению Байджента и других, вместо того чтобы обращать в иудаизм, Павел вербует приверженцев собственного "языческого" культа Иисуса... По ходу дела были отброшены основные требования иудаистской веры, такие как обрезание, соблюдение субботы и правила приготовления кошерной пищи.
В сущности, Павел заменил поклонение Богу (Яхве) в иудаистском смысле поклонением Иисусу как Богу. Это был настолько богохульный акт, с точки зрения назаретян, что они послали вслед за Павлом своих эмиссаров (включая брата Иисуса Иакова), чтобы они опровергали его поучения! Каковы были мотивы Павла? Байджент и другие изображают его как провокатора, который подрывал базу восстания евреев, перекладывая вину за смерть Иисуса на самих евреев:
"Для того чтобы получить распространение в мире, находившемся под влиянием Рима, христианству пришлось самому трансформироваться... Иисуса пришлось оторвать от исторического контекста, он должен был превратиться в неполитическую фигуру, в духовного Мессию не от мира сего, который не представлял никакой опасности для Цезаря. Таким образом, все следы политической деятельности Иисуса были затерты, растворены или исключены. И одновременно, насколько это было возможно, были нарочито затемнены, игнорировались или изображались несущественными все следы его еврейства".
Несмотря на сопротивление назаретян, версия христианства в изложении Павла быстро распространилась, завоевав широкую поддержку в Малой Азии, Греции, Италии и на Эгейских островах. По-видимому, надежда на воскрешение в Царстве Божием была очень заманчива для угнетенных масс.
В III веке нашей эры, пережив период преследований, христианство при императоре Константине стало в Римской империи государственной религией. В 325 году Константин собрал первый Вселенский собор епископов в Никее, чтобы обсудить вопрос об объединении религиозных верований под эгидой христианства. Там разгорелись дебаты по вопросам теологии (было проведено систематическое академическое исследование религиозной веры) и в результате было официально провозглашено, что Иисус был "Сыном Божьим". Один современный специалист охарактеризовал это решение как "победу теологии и поражение Священного писания". Однако почти 300 лет спустя пророк Мухаммед, которого однажды посетили "видения", основательно подорвал эту центральную заповедь христианства.
Видения пророка Мухаммеда были записаны в виде священной книги, известной под именем Корана — она стала "Библией" исламской религии. Хотя она основана на тех же источниках, что и Ветхий Завет, эта книга решительно отвергает интерпретацию еврейских священных писаний. В частности, тезис о том, что Иисус был сыном Божьим, в Коране полностью отвергается. В Коране Аллах сам указывает, что Иисус был пророком. Более того, Аллах был вообще возмущен самой мыслью о том, что у него могли быть дети. Сама эта идея была богохульна!
Замечательно, что в Коране нет никаких упоминаний о физическом вмешательстве богов из плоти и крови. По этому поводу мусульмане, разумеется, сказали бы, что Аллаху вовсе и не было нужды упоминать об этих богах, поскольку они лишь осуществляли Его священную волю. Конечно, такое упущение довольно странно, но это мое личное мнение, так как, ни мне и никому из нас не подобает судить о том, что должен говорить, или не говорить Аллах.
С точки зрения общей перспективы ислам можно рассматривать как некую часть определенной исторической тенденции. Многие из его положений продолжают развитие подобных же тем, представленных в буддизме, конфуцианстве и христианстве. А его центральная идея о Едином Боге-Духе является продолжением концепции коллективного божества, известного под именем Элогим, изложенной во Второй Книге Исайи. Так же как Элогим, Аллах тоже всемогущ и вездесущ, он является творцом Земли, Неба и людей. На первых порах монотеизм вел успешную борьбу против старых политеистических традиций, и, вопреки распространенному мнению, ислам в этом отношении не был исключением.
И тем не менее теперь, задним числом, мы можем наблюдать процесс постепенного умирания древних традиций богов из плоти и крови, как неизбежное явление. К тому времени, когда начал возникать монотеизм, память о многих богах уже увядала, так как в некоторых областях мира они отсутствовали уже тысячу лет. К этому времени традиции многих богов уже были очищены греками и римлянами. В дальнейшем поклонение многим богам было выкорчевано в результате христианизации языческих храмов и неуклонного распространения исламского и иудаистского монотеизма. Те формы сознания, которые присущи нам ныне, были в основном сформированы этими историческими влияниями.
Обозревая мировую историю, мы можем наблюдать так называемую мифологию в реальности, много культур и архетипов можно проследить в прошлом в деятельности и культуре самих богов. Я уже показал ряд примеров того, как многообразны направления, в которых работает этот подход — культ пирамид у фараонов, одержимость ацтеков кровавыми жертвоприношениями, архетипические образы "великанов" и "источников молодости". Это же находит выражение и в современных формах исчисления и в астрологии.
Можно ли при помощи такого подхода объяснить происхождение современной религиозной символики? Мы уже видели, что один из подобных символов — крест — коренится в истории планеты Нибиру. Но можно привести больше — гораздо больше — таких примеров. В последующих разделах мы рассмотрим такие понятия, как рай и преисподняя, бессмертие души, судный день; объясним происхождение всех этих идей.
Я буду не первым, кто говорил об общем источнике знаний, из которых различные религии черпали свои идеи, но никому еще не удавалось обнаружить этот общий источник. Большая часть людей считала эти поиски бесплодными, и, возможно, они были обескуражены знаменитым замечанием Вольтера:
"Если бы Бог не существовал, то нужно было бы его придумать". Один известный ученый категорически заявил: "Современные историки религии прекрасно знают, что отыскать источник религии невозможно". Что за пораженческая позиция! Я полагаю, что мы слишком легко сдаем свои позиции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий