20 июня 2011 Вадим Воробьёв
164 года назад произошло событие, которое оказало куда большее влияние на всех нас, чем может показаться на первый взгляд. Событие, которое запало в глубины нашего самосознания и на протяжении многих поколений продолжает существовать там, часто на уровне подсознательном. 164 года назад продали Аляску.
30 марта 1867 года был подписан договор, 20 июня 1867 года обменялись ратификационными грамотами, 18 октября 1867 года состоялась официальная церемония передачи. Все даты – по новому стилю.
До этого Россия только расширялась, прирастая новыми землями и богатствами, скрытыми или явными. В 1967-м русское общество узнало, что можно не только строить, создавать свою страну, но и сдавать её, бездумно и бездарно, огромными кусками и в момент. Именно тогда империя перестала расширяться, а резко и рывком уменьшилась на громадную территорию.
Ещё большим был удар психологический, который оставил след живой и осязаемый до сих пор. И дело тут не в размере платы, которую мы получили или не получили (существуют разные мнения), а в том, что был создан прецедент мышления и действия по разбазариванию трудов предков и страны, прецедент проигрыша и неудачи.
Будут ли наши потомки через 124 года или через 100 лет жалеть, что распался СССР, так же, как мы сожалеем о потере Аляски? Так, что в начале 70-х советское и американское правительства рассекретили документы, дабы убедить российскую общественность, что Аляску действительно продали, а не сдали в аренду?
Думаю, что нет, потому что, например, Узбекистан – не истинно русская территория. А Аляска – истинно! Ещё Михайла Ломоносов говорил, что «Россия Сибирью прирастать будет», а Аляска – доскональное продолжение Сибири. Это не южная густонаселённая земля с другой традицией и религией (способная, тем не менее, к сближению и взаимопроникновению, но достаточно длительному, весьма трудному и не всегда удачному). Аляска – обширная территория с редким коренным языческим населением, находившимся на низком уровне развития, то есть земля, наиболее пригодная для освоения, взаимообщения народов и культурного соединения.
Собственно, это и происходило в период русского присутствия. Это происходило и в Сибири, и в европейской части в не столь отдалённый период и в более отдалённый, начиная со времён древней Руси. Это и чувствовали, и чувствуют наши люди всей глубиной своей души, именно эту русскость земли и исконность её приращения, не вдаваясь в подробности хода истории. Поэтому неудивительны слова известной песни «Любэ». Поэтому – горечь даже сейчас, через столько лет.
Владимиру Ленину американцы предлагали продать Камчатку. И, хотя период был тяжёлый и России уж как нужны были деньги, Владимир Ленин не согласился. Американцы могли легко захватить Камчатку, но не сделали этого.
Не захватили бы они и Аляску. Так что один из главных доводов в пользу продажи не был столь уж однозначным. Нашей стране или такой стране, как наша, в иностранных делах нужна не только осторожность и разумность, часто кажущаяся, но и смелость. В регионе присутствовали интересы США и Великобритании, которой тогда принадлежала Канада. На этих интересах можно было играть, можно было напрячь силы и попытаться создать какие-то элементы оборонительной системы в этой части страны. Всё бы окупилось. И не только в чисто материальном плане. В любом случае, если бы эти земли кто-то захватил, мы бы имели моральное право их вернуть, как мы это сделали с южным Сахалином и Курильскими островами.
Последний министр иностранных дел Советского Союза Александр Бессмертных называет продажу Аляски большой геополитической ошибкой. Американцы на Аляске постоянно благодарят русских за продажу. Даже Барак Обама недавно сказал, что у нас есть прекрасные примеры взаимного сотрудничества, «например, Аляска». Надо заметить, что богатство западного побережья США и непосредственно Калифорнии создавалось на золотых рудниках и пушных промыслах Русской Америки. Сама Америка в её известном ныне виде возникла, в том числе, и вследствие этой покупки. Благодарить есть за что.
Через 50 лет после продажи Аляски империя рухнула. Потом, правда, она возродилась в виде Советского Союза, но итог мы знаем. Год продажи явился годом, когда территория страны была наибольшей за всю историю. И хотя после 1867 года в состав России вошли некоторые земли в Средней Азии, а в 1945 году – Тува, их площадь и значение несравнимы с Русской Америкой, и, в целом, график исторического развития пошёл на снижение, а не на приобретение.
Что остаётся? Помнить и думать. Наша страна до сих пор и, несмотря ни на что, самая большая и полноценная, самодостаточная и богатая. У нас огромное количество земель, которые надо осваивать, у нас огромное количество богатств, которые нужно применить с пользой и разумом, у нас огромное количество людей, которым от этого могло бы стать лучше.
Есть ещё один момент. Точнее – вероятность, очень маленькая. Если грядущий кризис западного мира и Соединённых Штатов будет особенно катастрофическим, мы могли бы вернуть Аляску. Надеяться на это не следует и думать об этом не надо. Но возможность такая, очень слабая, есть. Поэтому помнить об этом можно, как и о том, что в возвращении нет необходимости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий